Архив 2008-2014 » 2014 | 01 Январь-февраль

Новые правила 2014-го

Яна Семенова, руководитель юридической практики ООО «Эковита-Проект», — о законодательных изменениях, которые необходимо учесть руководителям промышленных предприятий

Новое в Законе РФ «О недрах»

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О недрах», внесенные федеральными законами от 23.07.2013 №227-ФЗ и №228-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», а также отдельные положения федерального закона от 28.12.2013 №408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта З.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».

Федеральными законами от 23.07.2013 №227-ФЗ и №228-ФЗ вносятся изменения в отдельные положения, касающиеся геологического изучения недр, а также регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр. Изменения коснулись и порядка определения регулярных платежей за пользование недрами.

Кроме того, уточняются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного баланса запасов полезных ископаемых, территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

Составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно внесенным дополнениям в ст. 10 Закона РФ «О недрах» пользователям недр могут предоставляться участки недр для геологического изучения на срок до семи лет, если указанные участки недр полностью или частично расположены в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа. По общему правилу участки недр для геологического узучения предоставляются на срок до пяти лет.

Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (ч. 2 ст. 43 Закона РФ «О недрах»).

Установлены новые ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, предусмотренные ст. 43 Закона РФ «О недрах».

Федеральным законом от 28.12.2013 №408-ФЗ в Закон РФ «О недрах» внесено важное изменение, касающееся разовых платежей за пользование недрами. В соответствии со ст. 40 Закона «О недрах» при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, недропользователь уплачивает разовые платежи. Окончательный размер этих платежей фиксируется по результатам конкурса или аукциона или, если конкурс (аукцион) не проводится, определяется в утверждаемом Правительством РФ порядке. Окончательный размер разовых платежей указывается в лицензии на пользование недрами. Согласно вступившей в силу ч. 8 ст. 40 Закона РФ «О недрах» в случае прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами уплаченные разовые платежи за пользование недрами возврату не подлежат. Исключение составляет ситуация, когда участок недр, предоставленный в пользование иностранному инвестору (юрлицу с участием иностранных инвесторов), признан участком федерального значения и в связи с этим принято решение о прекращении права пользования участком недр (ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»).

Статья 22 Закона РФ «О недрах» «Основные права и обязанности пользователя недр» дополнена п. 8.1, согласно которому на недропользователя налагается обязанность обеспечить безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений.

Остальные изменения, вносимые Федеральным законом от 28.12.2013 №408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта З.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», вступают в силу с 1 июля 2014 года.

В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного баланса запасов полезных ископаемых, территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.

Составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом на пользователей недр накладываются обязатетельства по обеспечению соблюдения требований планов или схем развития горных работ.

Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, необходимо включать в планы или схемы развития горных работ. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Подготовка и оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горных отводов (горноотводного акта и графических приложений), осуществляются органами государственного горного надзора, а в отношении участков недр местного значения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Признается утратившим силу п. 3.6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», регламентирующий процедуру определения границ горных отводов и противоречащий названным изменениям.

Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до 1 июля 2014 года, переоформления не требуют.

О безопасности гидротехнических сооружений

С 10 января 2014 года вступили в силу изменения в федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 №445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений».

Вносимые изменения направлены на совершенствование законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Федеральным законом от 28.12.2013 №445-ФЗ вводятся понятия консервации и ликвидации гидротехнических сооружений и определяются требования к данным процессам. Порядок консервации и ликвидации гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, устанавливающие требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения.

Также предусматриваются меры, направленные на повышение безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался.

Важное нововведение касается необходимости проведения технического расследования причин аварии гидротехнического сооружения: по каждому факту аварии должно проводиться техническое расследование ее причин. Требования к такому техническому расследованию содержатся в ст. 11.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». Порядок проведения технического расследования причин аварии гидротехнического сооружения определяется приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

ООО «Эковита-Проект»

г. Кемерово, ул. 50 лет Октября, 12а, офис 312

тел.: +7 905-965-81-31

www.ecovita-project.com

Главная » Главная » 2014 | 01 Январь-февраль » Новые правила 2014-го

Просмотров всего 2573616 сегодня 138 вчера 223 сейчас 3