Архив 2008-2014 » 2013 | 05 Сентябрь-октябрь
Глобально и детально
В конце августа президент Российской Федерации провел заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
В своем вступительном слове Владимир Владимирович подчеркнул, что место проведения заседания Комиссии выбрано не случайно. Ведь главная задача заседания — обсудить ситуацию в угольной промышленности, а Кузбасс является ее центром и флагманом
Об отрасли в целом
Участники заседания обсудили ход реструктуризации угольной отрасли. По словам главы государства, только на реализацию социальных мероприятий на угольных предприятиях, начиная с 2008 года, потребовалось более 33 миллиардов федеральных средств. Еще свыше 7 миллиардов было направлено на проведение рекультивации земель и на экологическое оздоровление территорий. Планируется, что средства будут выделяться и дальше. Вместе с тем глава государства сделал акцент на их целевом использовании.
Потребление угля на внутреннем рынке за последние пять лет снизилось почти на 14 миллионов тонн (на 7%). Как подчеркнул глава государства, негативная динамика потребления на внутреннем рынке снижает устойчивость отрасли и повышает зависимость от внешней конъюнктуры.
— Внутренний рынок при его огромном потенциале по-прежнему не развивается, — подчеркнул Владимир Владимирович. — Полтора года назад мы принимали решение о стимулировании и наращивании внутреннего потребления угля. И планировали сделать это за счет развития угольной генерации в энергетике и ЖКХ. Правительству, заинтересованным ведомствам, угольным компаниям и регионам нужно обстоятельно заниматься формированием внутреннего рынка.
На сегодняшний день одно из самых проблемных мест в технологической цепочке отрасли — переработка угля и его обогащение. Так, из более чем 272 миллионов тонн энергетического угля, добытого в стране в 2012 году, переработано лишь 26%.
Об экспорте
Отдельно в своем выступлении президент остановился на экспорте угля:
— Надо укреплять завоеванные позиции, несмотря на трудности, вызванные падением цен на мировых рынках. Если дадим слабину и сделаем шаг назад — рискуем никогда сюда не вернуться. Необходимо в полной мере использовать все наши конкурентные преимущества.
Разумеется, не была оставлена в стороне тема транспортировки угля. Для решения этой проблемы необходимо развивать отечественное производство вагонов повышенной грузоподъемности. Самое пристальное внимание необходимо уделять модернизации транспортной инфраструктуры. Активнее реализовывать уже намеченные планы увеличения пропускной способности Транссиба и БАМа, искать новые железнодорожные участки и подходы к портам.
Следующая проблема — стабильный рост доли транспортных затрат в цене на угольную продукцию. Действующая система железнодорожных тарифов требует совершенствования, она должна быть предсказуемой и давать возможность потребителям прогнозировать свои транспортные расходы. В целом, необходимо переходить к долгосрочному тарифному регулированию в области железнодорожных перевозок.
О налогах
Президент также говорил на тему освобождения от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для предприятий, осваивающих угольные низкорентабельные месторождения в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой. Владимир Путин поручил правительству определить стимулирующие меры для компаний, разрабатывающих такие новые месторождения, и освободить их от уплаты НДПИ в течение первых десяти лет, а Министерству природных ресурсов РФ — максимально расширить содержание лицензий, чтобы предприятия не теряли времени на сбор необходимых документов.
О ситуации в Кузбассе
В свою очередь Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, рассказал о ходе реализации программы развития угольной отрасли в Кузбассе до 2030 года.
С января 2012 года в рамках этой программы в Кузбассе привлечено почти 130 миллиардов рублей инвестиций. На эти деньги за 2012-2013 годы построено семь новых предприятий по добыче и переработке угля.
Заработная плата в целом по отрасли с января 2012 года выросла на 12% и составляет в среднем 37 400 рублей. За последние 15 лет в отрасль вложено 504 миллиарда рублей, построено 74 новых предприятия. Но Кузбасс испытывает значительные трудности в интенсификации угольной добычи.
В настоящее время по железной дороге вывозится 200 миллионов тонн угля, и то с великим напряжением из-за низкой пропускной способности Транссибирского пути. Хотя президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин и прилагает титанические усилия для того, чтобы Кузбасс вышел на ежесуточную погрузку 8 000 полувагонов. Это небывалая погрузка для региона. Но в то же время на складах скопилось более 16 миллионов тонн угля — тройной норматив (норматив 4,7 миллиона тонн). Уголь лежит уже в течение года, естественно, он самовозгорается, теряет в качестве, а значит, и в цене.
Аман Тулеев обратился к Владимиру Путину с предложением дать поручение в месячный срок собраться железнодорожникам и угольщикам и принять решение действовать совместно: если падает цена на уголь — на столько же снизить ж/д тарифы, поднимаются цены на уголь — соответственно увеличить ж/д тарифы. По мнению губернатора, этот вариант удовлетворит и угольщиков и железнодорожников.
О людях
Под населенными пунктами Кузбасса — настоящие подземные города: 63 шахты, которые имеют более 3 500 км горных выработок или подземных тоннелей на разных глубинах. Для того чтобы не создавать угроз для домов, которые расположены над этими подземными тоннелями, нужно постоянно поддерживать горные выработки в рабочем состоянии: подавать туда электроэнергию, осуществлять вентиляцию, чтобы предупредить скопление метана, откачивать воду, не допускать перетока воды из затопленного пространства на действующие шахты, предупреждать подтопление и заболачивание населенных пунктов.
Деньги от экспорта угля в первую очередь идут именно на эти цели.
Следующий серьезный момент, на который было обращено внимание. В Кузбассе при ведении горных работ на шахтах, разрезах и рудниках используется ежегодно около 600 000 тонн взрывчатки. Одни ученые считают, что взрывные работы приводят к разгрузке горных массивов и земной коры, ослабляют напряжение, то есть уменьшают риск землетрясений, а другие, наоборот, уверены, что взрывы в Кузбассе могут вызвать дополнительный резонанс и спровоцировать техногенное землетрясение. Пока нет окончательного заключения ученых, губернатор предложил не выдавать новых лицензий на добычу в очаге землетрясений — в районе разреза «Бачатский». А на тех участках, в отношении которых лицензии на новые месторождения уже выданы, работы нужно заморозить.
О закрытии предприятий
Одна из острейших кузбасских проблем — это старые шахты Прокопьевска, Киселевска и Анжеро-Судженска. Всего в Кузбассе 12 таких шахт, которые были построены еще в 30-40-е годы прошлого столетия. Сегодня на них трудятся более 9 000 человек. Шахты находятся в черте городов, в непосредственной близости от жилья, а горные отводы расположены прямо под домами кузбассовцев. В зоне риска находятся 12 000 домов, в которых проживают более 16 000 семей.
Все шахты работают в сложнейших горно-геологических условиях: пласты крутого, почти вертикального падения, высокая газоносность, склонность к внезапным выбросам угля и метана.
— Выход один — эти шахты нужно поэтапно закрывать, — отметил Аман Тулеев.
Закрытие каждой такой шахты обойдется в 1 300 миллионов рублей.
Губернатор вышел с предложением поручить ликвидацию шахт собственникам. Для этого собственникам, которые будут закрывать старые шахты, необходимо выделить в этих же районах новые угольные месторождения на конкурсной основе, но с условием обязательного поэтапного трудоустройства работников закрывающихся шахт на новые, современные угледобывающие предприятия.
Главная » Главная » 2013 | 05 Сентябрь-октябрь » Глобально и детально