Архив 2008-2014 » 2013 | 05 Сентябрь-октябрь
Машиностроение: «Мы свое отбоялись»
Одна из ведущих отраслей Кузбасса пережила не один кризис, но живет, работает, развивается, строит планы…
Профессиональный праздник машиностроителя мы торжественно отметили 29 сентября.
За 7 месяцев 2013 года кузбасские машиностроители произвели продукции на сумму 26 млрд рублей, что на 15% меньше, чем в 2012 году. При этом индекс производства машин и оборудования составил 125%, транспортных средств — 107%. Последний вырос в основном за счет ремонтных работ, которые стоят дешевле, чем производство новой продукции. Поэтому в денежном выражении отмечен спад, а в количественном — рост. То есть работать машиностроителям приходится много, может быть — больше, чем обычно. Виноват мировой кризис. Вступление России в ВТО, как и предсказывали, усложняет ситуацию в одной из ведущих кузбасских отраслей. Однако, рассуждая о перспективах машиностроения Кузбасса, необходимо отметить ряд тенденций, направленных на стабилизацию. 26 сентября прошлого года в Кемерове, в Институте угля СО РАН, прошло заседание комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по машиностроению с участием Василия Соколова, главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя президента РФ в СФО. Было принято решение поддержать заявку на создание кластера тяжелого машиностроения и включение его в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый правительством РФ.
Сегодня уже найдено понимание в формировании рабочей группы, которая разрабатывает концепцию, согласовывает интересы сторон: кто и за что будет отвечать. Планируется испытательный полигон «распределенного» типа: стендовое оборудование будет находиться и на заводах, и в институтах, методики будут аттестованы ВостНИИ. Все это будет управляться одним координирующим центром. Финансирование предполагается по принципу государственно-частного партнерства. Государство вкладывается в научные разработки, методики испытания, а бизнес — в «железо».
Это достаточно сложная и продолжительная работа, которая ведет к развитию отрасли добывающего машиностроения. Помимо этого на заседании был принят ряд способствующих развитию машиностроения решений, основанных на инициативах Ассоциации машиностроителей Кузбасса — активной и эффективной, с моей точки зрения, структуры.
Кризис — не повод для того, чтобы опускать руки. Как говорят руководители машиностроительных заводов, «и что нам ВТО? Что нам мировой кризис? Мы свое отбоялись». Нужно активизировать работу по поиску новых направлений на рынке машиностроительной продукции, наращивать производство высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции.
Сегодня мы активно развиваем — будем делать это впредь еще интенсивнее — транспортное машиностроение. Учитывая ситуацию в вагоностроении, необходимо развивать строительство вагонов нового типа. В угольном машиностроении дальнейшее развитие получит производство новых конструкций подземного конвейерного транспорта, тяжелых магистральных конвейерных систем наземного базирования для обслуживания разрезов и карьеров.
В целом наша стратегия в машиностроении направлена на то, чтобы сокращать издержки по всей технологической цепочке, заниматься модернизацией. При этом — совершенствовать технологии, давая преимущество энергосберегающим и инновационным.
Наш резерв — работа на внутренний рынок Росси и на рынок СНГ. Главным потенциалом развития кузбасского машиностроения может выступить Ассоциация машиностроителей Кузбасса совместно с Академией наук и отраслевыми институтами. Можно сказать, реальные планы по укреплению регионального машиностроения уже вступили в фазу реализации.
Хоть и с опозданием, вызванным спецификой выхода журнала «Уголь Кузбасса», хочу искренне поздравить работников машиностроения, членов их семей с профессиональным праздником. Пусть всегда вам сопутствует удача, а оптимизм и вера в будущее дарят радость и душевное равновесие.
Главная » Главная » 2013 | 05 Сентябрь-октябрь » Машиностроение: «Мы свое отбоялись»