Призвание

Константин Наговицын увлекся фотографией после того, как рассмотрел… двуглавого орла на пуговице прапрадеда


Снимку свыше 100 лет, но его качество потрясло молодого человека. С тех пор он сам достиг высокого профессионализма, а его имя хорошо известно в Кузбассе и кое-где за пределами региона. Предлагаем читателю оценить авторские работы в «Фотопроекте «УК». И послушать рассказ Константина Наговицына.

— Я работал техником по ремонту видеооборудования на ГТРК-Кузбасс, когда вдруг понял, насколько мне интересна работа телеоператора. Пришел к старшим товарищам — людям, которые фактически создавали эту компанию в Кузбассе, и попросил: «Научите меня снимать». К тому времени из разных блоков списанной аппаратуры я собрал видеокамеру. Довольно большую, несуразную, но очень качественную. На ней и начинал работать.

Параллельно занимался черно-белой фотографией. Это увлечение возникло из желания рисовать, которое преследовало с детства. Но рисунок требовал много времени, а я — человек ленивый. Фотография стала тем жанром, который объединил желание и возможности.

Методика обучения была довольно специфичная. Жесткая и эффективная. Объясняли очень мало: мне давалось задание, после выполнения которого довольно лаконично говорилось, что правильно, что неправильно. Когда я показывал фотографию, чаще всего звучало слово: «Выброси!». «Что не так?» — пробовал понять я. «Думай сам». Так продолжалось долго, я уже начинал сомневаться в правильности выбора любимого дела, выбора «школы»… Намного позже понял, как многому меня научили, как много дали знаний, которыми пользуюсь до сих пор.

Любимым жанром сразу стал репортаж: видео-, фоторепортаж, то есть лица, люди. Я не встречал фотографа, который был бы способен успешно работать во многих жанрах. Думаю, это идет от его менталитета, состояния, психотипа; холерик не может быть пейзажистом, как и флегматик не создаст удачный репортаж. Лично мне важно поймать секундный, «разовый», уникальный момент. С этой точки зрения со временем ближе стала фотография. Настоящий снимок — это целый ритуал; с человеком необходимо пообщаться, понять его эмоции, чувства, мысли. Меня всегда пронизывает понимание того, что отснятый момент навсегда остался в истории. Четко помню впечатление от дореволюционного снимка прапрадеда начала века. Подумал тогда: «Боже мой, прошло 100 лет, а я его вижу, получается — знаю, как он одет, где стоит, додумываю окружающую ситуацию». Позже, рассматривая снимок через линзу — не поверите — увидел двуглавого орла на пуговицах. Вот это качество! Сейчас, имея самое современное оборудование, такую фотографию я сделать не могу.

Под землей приходилось работать довольно много, и основная проблема там для фотографа — отсутствие света. Как специалист по технике, хорошо понимаю опасность фотовспышки и, разумеется, вовсе не хочу рисковать. Поэтому, спускаясь в шахту, беру с собой много шахтерских фонариков. Сознательно выполняю все рекомендации сопровождающего. Если он говорит, что в какое-то место лучше не ходить, туда и не лезу. Люди под землей знают свое дело, зачем я буду им мешать? Я отношусь с уважением к их труду, наверное, это понимается, на мои просьбы горняки реагируют отзывчиво и внимательно. И — расскажу главный «секрет», почему именно с угольщиками работать интереснее всего. Они делают свое дело, они всегда заняты, и по каждой фотографии сразу можно понять, что именно происходит. Не приходится особо ждать, «ловить» момент; ведь у шахтера два варианта поведения на производстве: либо он работает, либо конкретно отдыхает. И тот и другой ракурс интересен.

Постоянно спрашивают: «Страшно ли под землей?» Да, страшно. Но потом. В момент съемки ни о чем не думаю, появляется азарт, который вытесняет другие эмоции. Кстати, с детства панически боюсь воды. Не умею плавать. Но однажды получил задание сделать фоторепортаж про сплав по горной реке по маршруту 4-й категории. Все было очень экстремально, но понял я это, уже отсматривая материал дня через два. Вот тогда пришел в ужас.

Сегодня стремлюсь, чтобы каждый снимок стал рассказом, без этого считаю работу неполноценной. Хотя любой снимок — польза, он либо опыт (удачный и не очень), либо результат. Собственной выставки работ не устраивал, хоть и предлагали, все некогда. В других, тематических, принимал участие. Если бы запланировал что-то в этом роде, то — показ черно-белых художественных фотографий, в центре внимания которого люди. Очень кропотливая работа.

Мечта одна, но она несбыточная. Хочу уехать куда-нибудь в отпуск, чтобы отдохнуть от фотографии. Но это невозможно, как только вижу нечто достойное снимка, бегу за фотоаппаратом и стараюсь запечатлеть, что вижу.