Инвесторы видят перспективу

Как России обеспечить беспрепятственный экспорт угля


С учетом российских расстояний и климатических условий такая задача представляется непростой.

По данным, приведенным Сергеем Шумковым, заместителем дирек- тора департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики России, объем экспорта российского угля будет только расти в связи с прогнозируемым ростом спроса на мировом рынке.

— Акцент экспорта смещается на восточное направление — традиционно уголь закупает Япония, Корея, наращивает импорт Китай… а вскоре ожидается начало импорта угля и Вьетнамом.

«Дорожной картой» развития угольной промышленности предусмотрено наращивание экспорта в Китай до 15-20 млн тонн в год, при этом уже сейчас имеется возможность экспорта в эту страну 15 млн тонн угля, в том числе 3 млн тонн — по железной дороге.

Более того — и европейское направление экспорта нельзя сбрасыного комплекса. Общая пропускная способность ОАО «Восточный Порт» по- сле реализации проекта 3-й очереди в полномасштабном варианте составит до 35 млн тонн сыпучих грузов в год. Срок реализации — до 2017 года. При этом, по словам Лазарева, грузовая база под такой объем имеется, порт также готов принимать груз разных грузоотправителей.

Кроме того, ведется проработка возможности размещения нового терминала в бухте Врангеля (на проект в качестве инвестора в настоящее время претендует группа «Сумма», пока не имеющая ни угледобывающих активов, ни опыта создания угольных терминалов) мощностью 20 млн тонн в год. В случае реализации это станет первый в России терминал, не связанный с угледобывающей компанией. На первом этапе проект будет рассчитан на перевалку 17 млн тонн в год с последующим расширением до 20 млн тонн в год. В то же время ФКУ «Ространсмодернизация» проектирует усиление ближних железнодорожных подходов к транспортному узлу Находка-Восточный.

В соответствии с поручением президента России Владимира Путина, Министерство транспорта рассматривает и возможность строительства «общественного» угольного морского терминала для удовлетворения потребностей малых и средних грузоотправителей. Предварительным местом его строительства называется бухта Суходол. Есть информация, что одним из претендентов на роль частного инвестора по данному проекту выступает компания «СДС- Уголь», готовая переваливать здесь уголь в том числе малых и средних грузоотправителей.

В порту Посьет развивает свой угольный терминал компания «Мечел». Реализации проекта в части углубления подходного канала препятствует действующее законодательство относительно утилизации грунта в территориальном море. Такая же проблема существует и для строящегося на Ямале порта Сабетта. По словам Виктора Олерского, заместителя министра транспорта России, в на-стоящее время подготовлены и согла- сованы соответствующие поправки в законодательство.

В порту Ванино реализация всех заявленных проектов приведет к значительному увеличению грузооборота к 2025 году. Помимо ОАО «Порт Ванино», в порту имеются 3 ин- вестпроекта. Так, ОАО «Дальтрансу- голь» планирует расширение с 12 до 18 млн тонн в год за счет модернизации оборудования, ООО «Сахатранс» (связана с нефтетрейдером Gunvor) планирует построить терминал с грузооборотом до 20 млн тонн (срок реализации проекта — 3 года), ООО «Порт Мечел — Ванино» намерено построить терминал с грузооборотом в 5 млн тонн в год с 2014 года (с по- следующим расширением).

В Балтийском бассейне мощностей для перевалки угля достаточно — здесь в порту Усть-Луга функционирует терминал «Ростерминалуголь», грузооборот которого с начала года по состоянию на 21 ноября достиг 12,4 млн тонн. Терминал является наиболее технически оснащенным в России и не уступает в этом угольным мощностям в портах сопредельных государств. На терминале используется система конвейеров, тепляков, трансбондеров и другое обо- рудование, позволяющее осуществлять быструю погрузку и разгрузку угля, в том числе в зимнее время.

На юге будет построен сухогрузный район порта Тамань (в районе мыса Тузла) с двумя угольными терминалами мощностью примерно по 12,5 млн тонн в год каждый. В качестве их инвесторов рассматриваются UCL Holding и «СУЭК». Первые суда в порту будут приниматься уже в 2017 году. В настоящее время управляющая компания проекта полностью контролируется ФГУП «Росморпорт», но в ближайшее время в число ее участников должна войти и администрация Краснодарского края.

В Северном бассейне планируется построить новый угольный терминал на западном берегу Кольского залива — Лавна.

Реализацию крупных портовых проектов в России планируется вести на принципах государственно-частного партнерства. Между инвестором и соответствующими государственными органами и предприятиями заключаются инвестсоглашения, невыполнение условий которых будет подразумевать наложение штрафных санкций на нарушителя своих обязательств.

Одна из задач дня — синхронизировать строительство и развитие морских терминалов с развитием железнодорожной инфраструктуры.

Использованы материалы
PortNews