Архив 2008-2014 » 2011 | 02 Март-апрель

О подготовке технических специалистов. Факты

Е.К. Ещин, ректор Кузбасского государственного технического университета рассказывает о путях развития системы высшего технического профессионального образования Кемеровской области.

Е.К. Ещин, ректор Кузбасского государственного технического университета

Система высшего технического профессионального образования Кемеровской области переживает один из самых ответственных периодов своего развития. Это объясняется следующим:

1. Стремительным, начиная с 1991 г., ростом количества государственных образовательных учреждений ВПО, способных принять в 2011 г. к обучению практически всех выпускников школ и других образовательных учреждений России.

2. Резким снижением численности выпускников школ в Кемеровской области (рисунок 1).

3. Существенным снижением интереса абитуриентов РФ к техническим специальностям и приемом на них выпускников школ с низкими зна-чениями баллов ЕГЭ (рисунок 2).

4. Увеличивающимся оттоком выпускников школ за пределы Кемеровской области. Например, в вузах г. Томска в настоящее время обучается свыше 12 тысяч выпускников школ из Кемеровской области. Кроме этого, в 2010 году из 6290 выпускников Кемеровской области, желающих продолжить образование в сфере ВПО, какая-то часть (кроме Томска) уехала в Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург, другие города центральной России. В то же время притока абитуриентов из других регионов в Кемеровскую область практически нет. Поэтому в Кузбассе на момент зачисления в 2010 г. возник дефицит абитуриентов, хотя контрольные цифры приема на бюджет в вузы области составляли 5714 (газета «Кузбасс», 22.07.2010 г.).

 Очевидно, что системе высшего технического профессионального образования Кемеровской области нужно быть готовой к тому, что в 2011 году:

— в условиях демографического спада возникнет дефицит абитуриентов на технические направления подготовки бакалавров и специалистов;

— на технические направления подготовки бакалавров и специалистов поступят абитуриенты с невысокими значениями баллов ЕГЭ.

Нужно отметить, что в систему высшего горного профессионального образования не впервые поступают выпускники школ с невысокими результатами приемных экзаменов. В воспоминаниях В.С. Платонова, студента первого набора в Кемеровский горный институт — КГИ, отмечается: «…Работала приемная комиссия, принимала документы и, если отметки не были совсем уж посредственными, сразу зачисляла в студенты». Первый набор в КГИ происходил в сентябре 1950 года, то есть во время, когда прием в вузы страны уже был закончен. Значит — принимали не поступивших в период летней приемной кампании в другие вузы. Качество приема в КГИ тогда было невысоким.

Сейчас эта ситуация повторяется. Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» по заказу Общественной палаты России и РИА Новости в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» в 2010 году была произведена оценка качества приема в государственные вузы России (http://www.hse.ru/org/hse/ex/nindex).

Неуспех в отношении качества приема в КГИ в 50-е годы компенсировался вузом ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВИРОВАННОЙ РАБОТОЙ преподавателей и сотрудников.

По мнению председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию образования Я.И. Кузьминова: «…Академическое сообщество преподавателей, работающих в университетах России, находится сегодня в кризисе…» ПОИСК, № 47(2010) http://www.poisknews.ru/theme/edu/234/.

Я.И. Кузьминов обращает внимание на условия обеспечения эффективной работы преподавателя. Это: а) уровень вознаграждения, достаточный для достижения желаемого уровня жизни и соблюдения социального статуса; б) эффективная система контроля со стороны нанимателя за результатами работы сотрудника.

По сути, речь идет о создании эффективной системы мотивации работы профессорско-преподавательского состава.

В Кузбасском государственном техническом университете создана такая система в связи с переходом на новую систему оплаты труда на основании Постановления правительства №583 от 5 августа 2008 г.

Результатом явились позитивные изменения показателей качества подготовки специалистов (рисунок 4).

Это стало возможным в том числе потому, что КузГТУ последовательно обеспечил:

  • автоматизированный контроль текущей и промежуточной аттестаций в реальном времени студентов со стороны самих студентов, их родителей и, для студентов целевого набора, со стороны работодателей. Естественно — этот контроль сопровождается анализом со стороны кафедр, деканатов факультетов и ректората;
  • на регулярной основе автоматизированный контроль знаний студентов путем тестирования, включенного в расписание;
  • автоматизированный мониторинг работы факультетов, кафедр и преподавателей с возможностью направлять «вектор развития» университета в направлении, определяемом Министерством образования и науки (приказы №1769, 1770, 1116);
  • автоматизированную связь результатов труда профессорско-преподавательского состава с величиной материального вознаграждения за труд;
  • 100% наполняемость учебно-методических комплексов и реальную доступность их ресурсов через глобальные и локальные сети;
  • автоматизированное студенто-риентированное расписание с минимизацией «окон». При этом субботу сделали обязательной учебной (до двух пар учебных занятий) для увеличения реального учебного времени студентов (стремление к 54 академическим часам в неделю);
  • регулярность встреч ректора со студентами и коллективами преподавателей и сотрудников факультетов;
  • повышение информированности преподавателей и сотрудников о событиях в университете за счет электронных рассылок и размещения материалов совещаний ректората и заседаний ученого совета уни-верситета на сайте вуза (прозрачность вуза).

Поэтому одна из целей развития высшего профессионального образования Кемеровской области — сохранение высшего технического образования Кузбасса на необходимом качественном и количественном уровнях на основе создания эффективных систем мотивации работы студентов и профессорско-преподавательского состава вузов.

Главная » Главная » 2011 | 02 Март-апрель » О подготовке технических специалистов. Факты

Просмотров всего 2671676 сегодня 85 вчера 242 сейчас 3