Архив 2008-2014 » 2011 | 02 Март-апрель
О подготовке технических специалистов. Факты
Е.К. Ещин, ректор Кузбасского государственного технического университета рассказывает о путях развития системы высшего технического профессионального образования Кемеровской области.
Система высшего технического профессионального образования Кемеровской области переживает один из самых ответственных периодов своего развития. Это объясняется следующим:
1. Стремительным, начиная с 1991 г., ростом количества государственных образовательных учреждений ВПО, способных принять в 2011 г. к обучению практически всех выпускников школ и других образовательных учреждений России.
2. Резким снижением численности выпускников школ в Кемеровской области (рисунок 1).
3. Существенным снижением интереса абитуриентов РФ к техническим специальностям и приемом на них выпускников школ с низкими зна-чениями баллов ЕГЭ (рисунок 2).
4. Увеличивающимся оттоком выпускников школ за пределы Кемеровской области. Например, в вузах г. Томска в настоящее время обучается свыше 12 тысяч выпускников школ из Кемеровской области. Кроме этого, в 2010 году из 6290 выпускников Кемеровской области, желающих продолжить образование в сфере ВПО, какая-то часть (кроме Томска) уехала в Новосибирск, Красноярск, Москву, Санкт-Петербург, другие города центральной России. В то же время притока абитуриентов из других регионов в Кемеровскую область практически нет. Поэтому в Кузбассе на момент зачисления в 2010 г. возник дефицит абитуриентов, хотя контрольные цифры приема на бюджет в вузы области составляли 5714 (газета «Кузбасс», 22.07.2010 г.).
Очевидно, что системе высшего технического профессионального образования Кемеровской области нужно быть готовой к тому, что в 2011 году:
— в условиях демографического спада возникнет дефицит абитуриентов на технические направления подготовки бакалавров и специалистов;
— на технические направления подготовки бакалавров и специалистов поступят абитуриенты с невысокими значениями баллов ЕГЭ.
Нужно отметить, что в систему высшего горного профессионального образования не впервые поступают выпускники школ с невысокими результатами приемных экзаменов. В воспоминаниях В.С. Платонова, студента первого набора в Кемеровский горный институт — КГИ, отмечается: «…Работала приемная комиссия, принимала документы и, если отметки не были совсем уж посредственными, сразу зачисляла в студенты». Первый набор в КГИ происходил в сентябре 1950 года, то есть во время, когда прием в вузы страны уже был закончен. Значит — принимали не поступивших в период летней приемной кампании в другие вузы. Качество приема в КГИ тогда было невысоким.
Сейчас эта ситуация повторяется. Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» по заказу Общественной палаты России и РИА Новости в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» в 2010 году была произведена оценка качества приема в государственные вузы России (http://www.hse.ru/org/hse/ex/nindex).
Неуспех в отношении качества приема в КГИ в 50-е годы компенсировался вузом ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВИРОВАННОЙ РАБОТОЙ преподавателей и сотрудников.
По мнению председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию образования Я.И. Кузьминова: «…Академическое сообщество преподавателей, работающих в университетах России, находится сегодня в кризисе…» ПОИСК, № 47(2010) http://www.poisknews.ru/theme/edu/234/.
Я.И. Кузьминов обращает внимание на условия обеспечения эффективной работы преподавателя. Это: а) уровень вознаграждения, достаточный для достижения желаемого уровня жизни и соблюдения социального статуса; б) эффективная система контроля со стороны нанимателя за результатами работы сотрудника.
По сути, речь идет о создании эффективной системы мотивации работы профессорско-преподавательского состава.
В Кузбасском государственном техническом университете создана такая система в связи с переходом на новую систему оплаты труда на основании Постановления правительства №583 от 5 августа 2008 г.
Результатом явились позитивные изменения показателей качества подготовки специалистов (рисунок 4).
Это стало возможным в том числе потому, что КузГТУ последовательно обеспечил:
- автоматизированный контроль текущей и промежуточной аттестаций в реальном времени студентов со стороны самих студентов, их родителей и, для студентов целевого набора, со стороны работодателей. Естественно — этот контроль сопровождается анализом со стороны кафедр, деканатов факультетов и ректората;
- на регулярной основе автоматизированный контроль знаний студентов путем тестирования, включенного в расписание;
- автоматизированный мониторинг работы факультетов, кафедр и преподавателей с возможностью направлять «вектор развития» университета в направлении, определяемом Министерством образования и науки (приказы №1769, 1770, 1116);
- автоматизированную связь результатов труда профессорско-преподавательского состава с величиной материального вознаграждения за труд;
- 100% наполняемость учебно-методических комплексов и реальную доступность их ресурсов через глобальные и локальные сети;
- автоматизированное студенто-риентированное расписание с минимизацией «окон». При этом субботу сделали обязательной учебной (до двух пар учебных занятий) для увеличения реального учебного времени студентов (стремление к 54 академическим часам в неделю);
- регулярность встреч ректора со студентами и коллективами преподавателей и сотрудников факультетов;
- повышение информированности преподавателей и сотрудников о событиях в университете за счет электронных рассылок и размещения материалов совещаний ректората и заседаний ученого совета уни-верситета на сайте вуза (прозрачность вуза).
Поэтому одна из целей развития высшего профессионального образования Кемеровской области — сохранение высшего технического образования Кузбасса на необходимом качественном и количественном уровнях на основе создания эффективных систем мотивации работы студентов и профессорско-преподавательского состава вузов.
Главная » Главная » 2011 | 02 Март-апрель » О подготовке технических специалистов. Факты