Перспективы «Сибиргинского»

Разрез «Сибиргинский» начал разработку нового лицензионного участка «Урегольский-Новый»


Разрез «Сибиргинский», входящий в филиал ОАО «Южный Кузбасс», — одно из градообразующих и старейших предприятий города Мыски. Более чем за 40 лет здесь добыто порядка 140 миллионов тонн угля, и недавно разрез начал разработку нового лицензионного участка «Урегольский-Новый». Для работы на нем компания приобрела целый ряд высокопроизводительного оборудования

На сегодняшний день разрез «Сибиргинский» — одно из самых перспективных и конкурентоспособных предприятий ОАО «Южный Кузбасс». Разрез сдан в эксплуатацию в 1971 году. В настоящее время его производственная мощность — 4 млн тонн, к 2015 году планируется вый­ти на 7 млн тонн годовой добычи.

— Прежде чем на новом участке начинается добыча угля, проводится большая работа: различные исследования и подготовка документов, составление проектов и их согласование, приобретение техники, поиск и обучение работников, реализация природоохранных мероприятий и так далее. Балансовые запасы «Урегольского-Нового», лицензия на разработку которого была получена в 2011 году, — порядка 35 млн тонн угля, в перспективе здесь будет добываться до 1,75 млн тонн угля в год. А запасов всего разреза «Сибиргинский» — свыше 120 млн тонн — более чем достаточно на долгие годы работы, — рассказывает директор филиала ОАО «Южный Кузбасс» — Управление по открытой добыче угля Владимир Назаров.

Для добычи на «Урегольском-Новом», отработка запасов которого ведется по транспортной системе, компанией приобретен целый ряд техники. Подготовка площадок под бурение, зачистка забоя — дело для бульдозеров: тяжелого гусеничного CAT D-10Т и колесного Komatsu WD-600. Для поддержания в хорошем состоянии автодорог, особенно в осенне-зимний период, пригодится тяжелый грейдер Komatsu GD-825A-2, оснащенный задненавесным рыхлителем, который позволяет разрабатывать даже прочные скальные породы. Подготовкой взорванной горной массы занимается бригада новой буровой установки D75KS производства Sandviк-Tamrock-Driltech. Маневренная и надежная, она способна работать с нагрузкой до 18 тыс. погонных метров в месяц.

Но главные «работяги» на угольных разрезах — это, конечно, экскаваторы. На «Урегольском-Новом» отработкой угольных пластов и междупластий занимаются два новых дизель-гидравлических Komatsu PC-2000. В горно-геологических условиях предприятия (а угол падения угольных пластов на участке может достигать 30 градусов) их рабочее оборудование типа «обратная гидравлическая лопата», усиленный ковш емкостью 12 кубометров, двигатель мощностью почти тысяча лошадиных сил доказали свою эффективность и целесообразность. Ведь их можно использовать для работы в труднодоступных и обводненных местах, куда невозможно протянуть линии электропередач, а конструкция экскаватора дает возможность выбирать горную массу ниже уровня горизонта, на котором расположена машина.

— Все оборудование импортной машины, управляемой джойстиками, рассчитано на обеспечение наименьшей утомляемости машиниста экскаватора во время трудовой смены, — рассказывает бригадир Евгений Дуюн. — Имеется жидкокристаллический дисплей, на котором отображаются все параметры работы техники. Система бортового контроля отслеживает техническое состояние экскаватора и снижает до минимума его простои, а подача смазки к оборудованию и ковшу полностью автоматизирована.

В начале ноября к работе приступил новый электрический экскаватор Harnischfeger Р&Н модели РН-2300. Отработка основного объема вскрышных пород на «Урегольском-Новом» будет осуществляться именно такой «прямой лопатой» с емкостью ковша 25 кубометров.

Этот «американец» прибыл из-за океана в Санкт-Петербург. Чтобы доставить на разрез «Сибиргинский» все оборудование, размещенное в 31 контейнере, понадобилось 12 железнодорожных вагонов и пять автомашин-длинномеров! Детали экскаватора прибыли на монтажную площадку горного участка №4, где сборкой под руководством специалистов занимались вновь сформированная экскаваторная бригада Павла Кыдымаева и монтажники филиала ОАО «Южный Кузбасс» — Управление по ремонтам.

— За время монтажа работники разреза «чувствуют» новую технику, привыкают к ней, более детально изучают ее устройство, чтобы потом эксплуатировать без поломок и быстро устранять неисправности. Конечно, все машинисты прошли обучение в учебно-курсовом комбинате ОАО «Южный Кузбасс», получили соответствующие удостоверения, — говорит Владимир Назаров. — Немаловажно, что во всей новой технике созданы комфортные условия для машинистов: просторные кабины, хороший обзор, системы кондиционирования и обогрева, низкий уровень вибрации и шума.

«Напарники» экскаваторов при ведении горных работ на разрезах — карьерные самосвалы, которыми вывозятся на отвалы вскрышные породы, перевозится для дальнейшей переработки и отправки потребителям добытый уголь. Для работы горно-транспортного комплекса «Урегольский-Новый» ОАО «Южный Кузбасс» приобретаются автосамосвалы «Бел­АЗ-75306» грузоподъемностью 220 тонн и «БелАЗ-75138» грузоподъемностью 130 тонн.

К выбору комплектации карьерных самосвалов, производимых стратегическим партнером ОАО «Мечел» — ОАО «Белорусский автомобильный завод», отнеслись ответственно. В нее входит централизованная система смазки и подогреватель охлаждающей жидкости двигателя, что поможет в эксплуатации в кузбасских климатических условиях. Система контроля загрузки и уровня топлива позволяет более эффективно использовать технику, а устройство сигнализации приближения высоковольтной линии, дополнительная система пожаротушения и телеметрическая система контроля давления в шинах значительно повышают уровень безопасности.

— Но вся новая, современная, высокопроизводительная техника — всего лишь звено, хоть и очень важное, в технологической цепочке. Конечный результат работы предприятия зависит от точного выполнения ежесменных задач каждым производственным звеном, участвующим в технологическом процессе: инженерно-техническими работниками, взрывниками, автомобилистами, машинистами вспомогательной техники и, конечно же, экипажами экскаваторов. Немаловажная составляющая успешной работы коллектива — профессионализм и непосредственных исполнителей, и организаторов производства, — отмечает первый заместитель управляющего директора ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Попов.

Практически весь добываемый на разрезе «Сибиргинский» уголь перед отправкой потребителям проходит переработку — сегодня в этом задействованы сортировочная установка Gipobac, обогатительная установка «Сибиргинская» и ЦОФ «Сибирь». И после отправляется потребителям — на энергетические и металлургические предприятия России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Один из перспективных проектов ОАО «Южный Кузбасс», учитывающий дальнейший рост объемов добычи на разрезе, — строительство обогатительной фабрики «Сибиргинская».

— Развитие горно-транспортных комплексов на наших разрезах, оснащение производства современной техникой, повышающей безопасность и производительность труда, будет продолжено и в 2013 году, — резюмирует Сергей Попов. — Конечно, особое внимание уделяется выполнению лицензионных соглашений, реализации природоохранных мероприятий и социальных программ, а также расширению географии сбыта.