Что предложить бакалавру?

Проблемы подготовки специалистов-углехимиков рассматривались на всероссийском симпозиуме «Углехимия и экология», прошедшем в Кузбасском государственном техническом университете


В связи с возрастающим интересом к развитию химической технологии твердого топлива актуальным стал вопрос о своевременной подготовке для этой отрасли инженерных кадров, способных организовать детальную проработку процессов, проектирование, строительство, наладку, пуск и эксплуатацию промышленных установок.
В КузГТУ с 1965 года кафедра химической технологии твердого топлива готовила специалистов по переработке твердого топлива с уклоном на работу в коксохимическом производстве. Однако в связи с переходом на двухуровневую систему обучения «бакалавр-магистр» структуру образовательного процесса пришлось резко изменить. Какие достоинства выбора бакалавриата видят преподаватели?
Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
Фундаментальность подготовки позволяет при необходимости легко сменить профессию. Дело в том что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за год перейти к одной из совместимых профессий. А специалисту после пяти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придется за 2-3 года, да еще и на коммерческой основе, так как это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест). Кроме того, уже через четыре года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Однако сегодняшняя российская практика показывает, что работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая: нынешние работодатели чаще всего получали высшее образование в советское время, когда в вузах готовили только специалистов, а слово «бакалавр» было «не нашим», западным. Да еще при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер.
Со временем вопрос «Чем может заниматься бакалавр?» не будет возникать. Но пока можно только посоветовать продолжать обучение на следующей ступени и получать квалификацию «дипломированный специалист» или «магистр»…
Кстати, в чем разница между ними? Магистров готовят больше для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.
Сегодня в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов», получивших «сокращенные знания по предмету», а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях и в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, многие бакалавры, кото-рые уже выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности»…
Евгения ГАЛАГАНОВА

В связи с возрастающим интересом к развитию химической технологии твердого топлива актуальным стал вопрос о своевременной подготовке для этой отрасли инженерных кадров, способных организовать детальную проработку процессов, проектирование, строительство, наладку, пуск и эксплуатацию промышленных установок.

В КузГТУ с 1965 года кафедра химической технологии твердого топлива готовила специалистов по переработке твердого топлива с уклоном на работу в коксохимическом производстве. Однако в связи с переходом на двухуровневую систему обучения «бакалавр-магистр» структуру образовательного процесса пришлось резко изменить. Какие достоинства выбора бакалавриата видят преподаватели?

Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.

Фундаментальность подготовки позволяет при необходимости легко сменить профессию. Дело в том что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за год перейти к одной из совместимых профессий. А специалисту после пяти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придется за 2-3 года, да еще и на коммерческой основе, так как это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест). Кроме того, уже через четыре года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Однако сегодняшняя российская практика показывает, что работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая: нынешние работодатели чаще всего получали высшее образование в советское время, когда в вузах готовили только специалистов, а слово «бакалавр» было «не нашим», западным. Да еще при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер.

Со временем вопрос «Чем может заниматься бакалавр?» не будет возникать. Но пока можно только посоветовать продолжать обучение на следующей ступени и получать квалификацию «дипломированный специалист» или «магистр»…

Кстати, в чем разница между ними? Магистров готовят больше для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Сегодня в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов», получивших «сокращенные знания по предмету», а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях и в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, многие бакалавры, кото-рые уже выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности»…

Евгения ГАЛАГАНОВА