Каким быть горному инженеру?

Вопросу подготовки кадров для угольной промышленности было посвящено заседание совета учебно-методического объединения вузов России по образованию в области горного дела (УМО-горное)


 

Местом встречи, в которой приняли участие ведущие специалисты лучших горных вузов и угольных компаний, был выбран Кузбасский государственный технический университет — впервые, кстати, с 1994 года. Тогда самым главным в дискуссиях стал вопрос, как в условиях падения промышленного производства, закрытия шахт и разрезов, развала экономики сохранить подготовку кадров для горной промышленности, сберечь школу подготовки специалистов, которая признавалась во всем мире.
Сегодня члены совета УМО-горное с удовлетворением отмечают: эту задачу вузы России выполнили.
— Удалось сохранить преподавательские кадры, прием на горные специальности и выпуск специалистов, трудоустройство, сохранить горные школы, — отмечает проректор Московского государственного горного университета Вадим Петров.
Теперь на повестке дня — новые задачи и проблемы, вызванные, прежде всего, модернизацией профессионального образования в России, потребовавшей совершенствования подготовки горных инженеров по новым образовательным стандартам.
Напомним, что сейчас увеличен срок подготовки горных инженеров с пяти до пяти с половиной лет, что позволяет существенно повысить практическую подготовку молодых специалистов и сократить срок адаптации их на производстве. Также унифицирована в значительной степени подготовка горных инженеров различных специальностей — они объединены в одно направление «Горное дело», с присвоением единой квалификации «Горный инженер». Это позволяет выпускнику занимать на горном предприятии любые должности, независимо от специализации, что не сдерживает его карьерный рост и обеспечивает более рациональное использование инженерно-технических кадров на предприятии.
Впрочем, вопросы к реформаторам и у вузов, и у предприятий остались.
Ректор КузГТУ Владимир Ковалев проинформировал коллег о процессе формирования основных образовательных программ (ООП) специализаций в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта с учетом специфики горных предприятий Кузбасса.
В соответствии с планами развития угольной отрасли вплоть до 2030 года в регионе построят 38 новых предприятий. 48% «черного золота» будут добывать подземным способом, 52% — открытым. Производительность труда возрастет на 50% по сравнению с 2007 годом и на 30% по сравнению с 2012-м. Для реализации таких планов нужны высококвалифицированные кадры. При том, что за последнее время никто из молодых специалистов, окончивших московские и питерские вузы, в Кузбасс приехать не захотел. Это означает, что проблему обеспечения региона горными инженерами придется по-прежнему решать на местном уровне.
Сегодня КузГТУ осуществляет подготовку горных инженеров по девяти специальностям (специализациям). Раньше они были разбросаны на трех факультетах, сейчас же сосредоточены в одном горном институте, что должно повысить качество учебного процесса.
— Если никто не будет отчислен, то выпуск молодых специалистов составит в 2017 году 264 человека, — отмечает В. Ковалев. — К сожалению, пока реальная динамика другая. Потеря контингента выпуска нынешнего года составляет более 30%. И это — при практически стопроцентном трудоустройстве выпускников (ни один из них не обратился и не встал на учет в службу занятости). То есть получается, что сегодня подготовка специалистов в университете количественно удовлетворяет кадровые потребности угольных предприятий Кузбасса не более чем на 50%.
Вторая сторона подготовки горных инженеров — качество
Здесь многое зависит не только от материально-технической базы вуза и уровня его профессорско-преподавательского состава, но и от подготовленности и интереса абитуриентов. А в Кузбассе, к примеру, в последние годы в целом горные специальности не пользовались серьезным спросом у выпускников школ. Правда, результаты приемной кампании 2012 года в КузГТУ вселяют надежду на существенное улучшение качества абитуриентов в перспективе — начала сказываться, по оценкам специалистов, активная профориентационная работа на всей территории Кузбасса, разъяснение достоинств новых образовательных стандартов. Активное участие в такой работе принимают как ректорат и кафедры, так и студенты, и выпускники университета.
Еще одна проблема, характерная для очень многих вузов и факультетов, — высокий возраст профессорско-преподавательского состава.
Для того чтобы преподаватель был в курсе новых технологий, новой техники, он должен иметь постоянные контакты с производством, заниматься наукой, он должен регулярно бывать на разрезе, в шахте. А это требует и энергии, и физических сил, и здоровья. К слову, на оторванность многих профессоров и преподавателей от современного производства обратили внимание членов совета УМО-горное и представители ведущих угольных компаний Кузбасса во время организованного выезда на предприятия.
— Мы считаем, что средний возраст преподавателей на горной кафедре не должен превышать 45-50 лет. Именно такую задачу мы ставим в программе стратегического развития нашего университета на период 2012-2020 годы, — подчеркнул В. Ковалев.
Еще одно приоритетное направление, принятое в КузГТУ, — целевая подготовка специалистов. Основой здесь является осознание того, что в отдельности ни вузу, ни предприятию без взаимного сотрудничества, взаимной заинтересованности решить вопрос качества подготовки невозможно.
Учебные программы теперь корректируются с учетом предложений работодателей. Так, существенно увеличена для целевиков продолжительность производственных практик. Для студентов первого-второго курсов ввели теоретическую подготовку для получения рабочей специальности. Например, для специальности (специализации) «Горные машины и оборудование» — это «горнорабочий подземный 2-го разряда» и «электрослесарь подземный 3-го разряда». За каждым студентом закрепляется из числа ИТР соответствующей службы наставник, отслеживающий выполнение программы практики и оказывающий соответствующую помощь. При прохождении практик студенты выбирают темы курсовых и дипломных проектов, актуальные для конкретного предприятия, а защита проектов осуществляется непосредственно в компании или на шахте.
Согласно пожеланиям работодателей, в учебный план было введено изучение дисциплин по внедрению компьютерных технологий в службах шахт и разрезов, обслуживанию и диагностике оборудования, курс промышленной безопасности и производственного контроля.
И знания, и здоровье
Члены совета УМО-горное подготовили ряд предложений для Министерства образования и науки РФ, реализация которых должна способствовать более качественной подготовке инженерных кадров для горной промышленности.
Прежде всего, доработки требует федеральный государственный образовательный стандарт.
Он сегодня объединил в виде специализаций все ранее существовавшие специальности. Но в каждой специальности были еще специализации, позволявшие готовить специалиста для конкретного предприятия. Например, в специальности «Горные машины и оборудование» была специализация «Проектирование и конструирование горных машин».
Сегодня она исчезла, но проблема проектирования и конструирования осталась.
По мнению специалистов, ее можно решить за счет увеличения объема вариативной части стандарта.
Также стандарт сегодня определяет сроки обучения по специальности «Горное дело» одинаковые и для выпускников школ, и для выпускников горных техникумов и колледжей, что представляется неправильным.
Был поднят на совете и очень актуальный для горных специальностей вопрос о здоровье студентов.
— Горное производство относится к наиболее опасным и предъявляет особые требования к физическому и психическому здоровью тех, кто спускается в шахту, — поясняет В. Ковалев. — А с чем мы сегодня сталкиваемся? Принимаем студента на первый курс, а через год, приходя на практику, он не проходит обязательную медицинскую комиссию. Поэтому наше предложение — абитуриенты на специальность «Горное дело» должны проходить медицинскую комиссию и представлять в приемную комиссию справку о здоровье.
Марина АЛЕКСАНДРОВА

Местом встречи, в которой приняли участие ведущие специалисты лучших горных вузов и угольных компаний, был выбран Кузбасский государственный технический университет — впервые, кстати, с 1994 года. Тогда самым главным в дискуссиях стал вопрос, как в условиях падения промышленного производства, закрытия шахт и разрезов, развала экономики сохранить подготовку кадров для горной промышленности, сберечь школу подготовки специалистов, которая признавалась во всем мире.

Сегодня члены совета УМО-горное с удовлетворением отмечают: эту задачу вузы России выполнили.

— Удалось сохранить преподавательские кадры, прием на горные специальности и выпуск специалистов, трудоустройство, сохранить горные школы, — отмечает проректор Московского государственного горного университета Вадим Петров.

Теперь на повестке дня — новые задачи и проблемы, вызванные, прежде всего, модернизацией профессионального образования в России, потребовавшей совершенствования подготовки горных инженеров по новым образовательным стандартам.

Напомним, что сейчас увеличен срок подготовки горных инженеров с пяти до пяти с половиной лет, что позволяет существенно повысить практическую подготовку молодых специалистов и сократить срок адаптации их на производстве. Также унифицирована в значительной степени подготовка горных инженеров различных специальностей — они объединены в одно направление «Горное дело», с присвоением единой квалификации «Горный инженер». Это позволяет выпускнику занимать на горном предприятии любые должности, независимо от специализации, что не сдерживает его карьерный рост и обеспечивает более рациональное использование инженерно-технических кадров на предприятии.

Впрочем, вопросы к реформаторам и у вузов, и у предприятий остались.

Ректор КузГТУ Владимир Ковалев проинформировал коллег о процессе формирования основных образовательных программ (ООП) специализаций в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта с учетом специфики горных предприятий Кузбасса.

В соответствии с планами развития угольной отрасли вплоть до 2030 года в регионе построят 38 новых предприятий. 48% «черного золота» будут добывать подземным способом, 52% — открытым. Производительность труда возрастет на 50% по сравнению с 2007 годом и на 30% по сравнению с 2012-м. Для реализации таких планов нужны высококвалифицированные кадры. При том, что за последнее время никто из молодых специалистов, окончивших московские и питерские вузы, в Кузбасс приехать не захотел. Это означает, что проблему обеспечения региона горными инженерами придется по-прежнему решать на местном уровне.

Сегодня КузГТУ осуществляет подготовку горных инженеров по девяти специальностям (специализациям). Раньше они были разбросаны на трех факультетах, сейчас же сосредоточены в одном горном институте, что должно повысить качество учебного процесса.

— Если никто не будет отчислен, то выпуск молодых специалистов составит в 2017 году 264 человека, — отмечает В. Ковалев. — К сожалению, пока реальная динамика другая. Потеря контингента выпуска нынешнего года составляет более 30%. И это — при практически стопроцентном трудоустройстве выпускников (ни один из них не обратился и не встал на учет в службу занятости). То есть получается, что сегодня подготовка специалистов в университете количественно удовлетворяет кадровые потребности угольных предприятий Кузбасса не более чем на 50%.

Вторая сторона подготовки горных инженеров — качество

Здесь многое зависит не только от материально-технической базы вуза и уровня его профессорско-преподавательского состава, но и от подготовленности и интереса абитуриентов. А в Кузбассе, к примеру, в последние годы в целом горные специальности не пользовались серьезным спросом у выпускников школ. Правда, результаты приемной кампании 2012 года в КузГТУ вселяют надежду на существенное улучшение качества абитуриентов в перспективе — начала сказываться, по оценкам специалистов, активная профориентационная работа на всей территории Кузбасса, разъяснение достоинств новых образовательных стандартов. Активное участие в такой работе принимают как ректорат и кафедры, так и студенты, и выпускники университета.

Еще одна проблема, характерная для очень многих вузов и факультетов, — высокий возраст профессорско-преподавательского состава.

Для того чтобы преподаватель был в курсе новых технологий, новой техники, он должен иметь постоянные контакты с производством, заниматься наукой, он должен регулярно бывать на разрезе, в шахте. А это требует и энергии, и физических сил, и здоровья. К слову, на оторванность многих профессоров и преподавателей от современного производства обратили внимание членов совета УМО-горное и представители ведущих угольных компаний Кузбасса во время организованного выезда на предприятия.

— Мы считаем, что средний возраст преподавателей на горной кафедре не должен превышать 45-50 лет. Именно такую задачу мы ставим в программе стратегического развития нашего университета на период 2012-2020 годы, — подчеркнул В. Ковалев.

Еще одно приоритетное направление, принятое в КузГТУ, — целевая подготовка специалистов. Основой здесь является осознание того, что в отдельности ни вузу, ни предприятию без взаимного сотрудничества, взаимной заинтересованности решить вопрос качества подготовки невозможно.

Учебные программы теперь корректируются с учетом предложений работодателей. Так, существенно увеличена для целевиков продолжительность производственных практик. Для студентов первого-второго курсов ввели теоретическую подготовку для получения рабочей специальности. Например, для специальности (специализации) «Горные машины и оборудование» — это «горнорабочий подземный 2-го разряда» и «электрослесарь подземный 3-го разряда». За каждым студентом закрепляется из числа ИТР соответствующей службы наставник, отслеживающий выполнение программы практики и оказывающий соответствующую помощь. При прохождении практик студенты выбирают темы курсовых и дипломных проектов, актуальные для конкретного предприятия, а защита проектов осуществляется непосредственно в компании или на шахте.

Согласно пожеланиям работодателей, в учебный план было введено изучение дисциплин по внедрению компьютерных технологий в службах шахт и разрезов, обслуживанию и диагностике оборудования, курс промышленной безопасности и производственного контроля.

И знания, и здоровье

Члены совета УМО-горное подготовили ряд предложений для Министерства образования и науки РФ, реализация которых должна способствовать более качественной подготовке инженерных кадров для горной промышленности.

Прежде всего, доработки требует федеральный государственный образовательный стандарт.

Он сегодня объединил в виде специализаций все ранее существовавшие специальности. Но в каждой специальности были еще специализации, позволявшие готовить специалиста для конкретного предприятия. Например, в специальности «Горные машины и оборудование» была специализация «Проектирование и конструирование горных машин».

Сегодня она исчезла, но проблема проектирования и конструирования осталась.

По мнению специалистов, ее можно решить за счет увеличения объема вариативной части стандарта.

Также стандарт сегодня определяет сроки обучения по специальности «Горное дело» одинаковые и для выпускников школ, и для выпускников горных техникумов и колледжей, что представляется неправильным.

Был поднят на совете и очень актуальный для горных специальностей вопрос о здоровье студентов.

— Горное производство относится к наиболее опасным и предъявляет особые требования к физическому и психическому здоровью тех, кто спускается в шахту, — поясняет В. Ковалев. — А с чем мы сегодня сталкиваемся? Принимаем студента на первый курс, а через год, приходя на практику, он не проходит обязательную медицинскую комиссию. Поэтому наше предложение — абитуриенты на специальность «Горное дело» должны проходить медицинскую комиссию и представлять в приемную комиссию справку о здоровье.

Марина АЛЕКСАНДРОВА