Курс – на модернизацию

Благодаря реализации стратегии развития в современных экономических условиях, направленной на модернизацию производства с одновременным снижением затрат, ОАО «УК «Кузбасс­разрезуголь» и сегодня остается в числе ведущих угольных компаний России


Благодаря реализации стратегии развития в современных экономических условиях, направленной на модернизацию производства с одновременным снижением затрат, ОАО «УК «Кузбасс­разрезуголь» и сегодня остается в числе ведущих угольных компаний России

По итогам первого полугодия предприятия компании добыли 21 млн 194 тыс тонн угля, из них более 2,7 млн — коксующихся марок. План по добыче выполнен на 100%, а с производственным заданием справились все филиалы. Увеличилась и отгрузка угля: за полгода потребителям было поставлено около 22,8 млн тонн, что на 5,6% больше, чем за январь-июнь 2011 года. Одновременно проводилось масштабное обновление парка горнотранспортной техники, позволившее получить для работы новейшие модели совершенно иного уровня и более эффективно выполнять производственные задачи.

«Иностранцы» против «россиян» — конкуренция сближает

В июле на Бачатском разрезе успешно завершились испытания первого в России китайского экскаватора WK-35, который приступил к работе в режиме опытно-промышленной эксплуатации летом 2011 года. По результатам испытаний коэффициент технической готовности экскаватора составил 95%, что считается очень хорошим показателем для промышленной техники. Экскаватор оснащен ковшом объемом 35 кубометров, что позволяет машине эффективно работать с «БелАЗами» грузоподъемностью 220 и 320 тонн. Кроме того, он укомплектован современным высокопроизводительным электроприводом переменного тока. Такое решение упрощает процесс эксплуатации и дает возможность снизить энергозатраты. Установлена система автоматической смазки, продуманы бытовые детали, начиная с кулера. К слову, учить китайский язык нашим горнякам для овладения техникой не потребовалось: прибывшие на разрез собирать экскаватор китайские товарищи все показали и объяснили. «Нам остается только правильно рулить!» — улыбается высоко оценивший достоинства техники машинист Сергей Кавкайкин.

Пока аналогов китайскому детищу в России нет. И до конца этого года «Кузбассразрезуголь» планирует приобрести еще четыре таких экскаватора.

На том же Бачатском разрезе уже около года неплохо показывает себя и «американец» — один из самых крупных в мире 56-кубовый P&H 4100. На сегодня в России такая техника используется пока только в «Кузбассразрезугле».

Однако компания сотрудничает не только с иностранными партнерами. Весной на Краснобродском разрезе успешно завершились комплексные тестирования первого (в прямом и переносном смысле — он имеет заводской номер 1) российского гиганта — 32-кубового экскаватора ЭКГ 32-Р (производство ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова»). В течение полугода новинку осваивала бригада Евгения Киченка.

— Сначала было страшновато: не знали, чего ждать от отечественного первенца, хотя опыт работы на российской технике имели, — вспоминает Евгений. — Но быстро поняли, что модель — продвинутая в лучшем смысле слова. Она имеет комфортную кабину, удобна в управлении, добавлены видеонаблюдение, централизованная автоматическая смазка. Причем по весу сам экскаватор полегчал по сравнению со своими аналогами. Кресло машиниста смонтировано на пневмоподушках, что заметно снижает уровень вибрации. В общем, ни одного крупного недостатка за время испытания мы не обнаружили.

Сотрудничество с несколькими производителями техники, по словам директора УК «Кузбассразрезуголь» Игоря Москаленко, помогло компании лучше разобраться в вопросах соотношения цены, качества и эксплуатационных затрат разных моделей. А кроме того, создана реаль­ная конкуренция между самими производителями, которые теперь готовы к конструктивному диалогу с потребителями.

Будущее — за обогатителями

Положительная динамика наблюдается в «Кузбассразрезугле» и по объему обогащения угля. За первое полугодие на обогатительных фабриках и установках компании было переработано около 19,1 млн тонн угля, что на 6% больше января-июня 2011 года. К 2017 году, как сообщил Игорь Москаленко, предстоит увеличить объемы обогащения добываемых углей до 90% (в 2011 году — 75%). Для этого будут реализовываться два направления: строительство новых современных обогатительных фабрик и реконструкция уже действующих.

Так, в августе прошлого года введена в опытно-промышленную эксплуатацию фабрика «Краснобродская-Коксовая» стоимостью около 3,3 млрд рублей. Плановая мощность ее рассчитана на ежегодную переработку 3 млн тонн угля коксующихся марок с дальнейшим получением высококачественного концентрата углей марки КС. Выход товарной продукции составит 2,4 млн тонн в год. Пока же в мае, как рассказал главный инженер Дмитрий Евдокимов, был переработан, а в июне отгружен первый миллион тонн продукции. До конца года на фабрике планируют добавить еще два миллиона.

— Строительство фабрики было начато в августе 2007 года, в год празднования 60-летия Краснобродского разреза. Однако из-за мирового кризиса работы были приостановлены и возобновились только в 2010 году, — уточнил Игорь Москаленко. — Фактически же без учета времени на проектные работы и периода консервации фабрика построена всего за 20 месяцев.

В ходе строительства было смонтировано свыше 8,5 тыс. тонн металлоконструкций, установлено около 200 единиц основного и вспомогательного оборудования (в основном американского производства). Также при проектировании учитывались современные природоохранные требования. К примеру, в процессе работы используются радиальные сгустители и фильтр-прессы, которые замыкают водно-шламовый цикл, обеспечивая работу фабрики без наружных гидроотвалов, являющихся источником загрязнения подземных вод.

К 2017 году в «Кузбассразрезугле» планируют построить и запустить еще три современные обогатительные фабрики.

А вот на ОФ «Кедровская», запущенной в эксплуатацию в 1982 году, провели масштабное техническое перевооружение. Здесь, как рассказал директор фабрики Александр Бобин, смонтированы современный фильтр-пресс, оснащенный автоматизированной системой управления, новая центрифуга, высокочастотный грохот, заменены насосы, трубопроводы. Теперь сопутствующий продукт обогащения — мелкий шлам — нет нужды сбрасывать в илонакопитель (который потом требовалось периодически очищать). Он смешивается со специальной химической присадкой и поступает для обезвоживания в фильтр-пресс. На выходе получается кек — продукт, не уступающий по характеристикам угольному концентрату с зольностью не выше 7,5%.

— Убрав дополнительную цепочку в производственном процессе, мы на тонне угля сейчас экономим до 20 рублей, — отметил Александр Бобин.

На внедрение водно-шламовой схемы на ОФ «Кедровская» «Кузбасс­разрезуголь» направил более 90 млн рублей.

«Круиз-контроль» не сходя с места

Проблемы своевременного вывоза угля по железной дороге, с которыми периодически сталкиваются все угольщики, в «Кузбассразрезугле» начали решать за счет активного развития собственного железнодорожного хозяйства.

В этом году компания намерена приобрести 4 тысячи полувагонов, а также пополнила локомотивный парк. Современные тепловозы приступили к работе на Бачатском, Краснобродском и Кедровском разрезах. К примеру, бачатский ТЭМ-7А способен заменить при некоторых операциях сразу три локомотива ТЭМ-18. Отличается он и установкой аналогичной автомобильной системы «круиз-конт­роль». Датчик скорости движения контролирует и поддерживает заданную скорость. Это обеспечивает дополнительную безопасность при движении состава, в том числе на перегонах, расположенных на горис­той местности.

Кроме того, новые модели тепловозов оборудованы так называемыми системами контроля бодрствования машиниста. На запястье руки надевается электронный браслет, который реагирует на любые изменения в поведении машиниста. Сначала, если что не так, дается световой сигнал, затем — звуковой, и, если потребуется, осуществляется аварийная остановка локомотива. Таким образом, снижается зависимость управления машиной от человеческого фактора.

На приобретение «умных» тепловозов в этом году «Кузбассразрез­уголь» выделил около 130 млн рублей.

Вся программа развития компании в конечном итоге направлена на оптимизацию затрат и повышение эффективности производства. Достижение этих целей, в свою очередь, еще более упрочит положение компании на рынке.

Марина Александрова