Курс: интеграция с производством

По решению ученого совета КГТУ будет продолжена масштабная реорганизация вуза, цель которой — сосредоточение образовательных ресурсов в наиболее важных секторах экономики региона


По решению ученого совета КГТУ будет продолжена масштабная реорганизация вуза, цель которой — сосредоточение образовательных ресурсов в наиболее важных секторах экономики региона

— Осенью прошлого года в КузГТУ была разработана и принята программа стратегического развития университета до 2020 года. В ней были учтены пожелания кузбасских промышленников — и не только угольщиков, но и других отраслей, — рассказывает ректор Владимир Ковалев. — Одним из приоритетных при этом стал блок вопросов, связанных с наукой, который, прямо скажем, раньше не был в должной степени востребован реальным сектором экономики Кузбасса. А в результате инновационная составляющая в регионе стала замедляться. Актуальными стали и другие проблемы, прежде всего — кадровая. В той же угольной отрасли собственник получал лицензию на разработку участка недр и, как правило, тут же сталкивался с нехваткой инженерно-технического персонала. Сейчас на многих предприятиях типичная картина, когда большую часть работающих составляют зеленая молодежь и специалисты в предпенсионном возрасте, что не позволяет эффективно внедрять инновационные технологии, научные разработки.

Изучив потребности и пожелания промышленного сектора, мы определили, что для достижения и удержания передовых позиций в сфере высшего профессионального образования необходима реструктуризация университета — через создание научно-исследовательских институтов по важнейшим для экономики региона направлениям. Это позволит укрепить связи с производственниками, и в то же время подразделения университета получат возможность для большей самостоятельной работы и в образовательной, и в научной сфере. Конечная цель — выход на уровень федерального научно-образовательного центра.

В результате в КузГТУ вместо ряда престижных факультетов к

1 сентября появятся институты — горный, энергетики, экономики и управления, химических и нефтегазовых технологий. Также будут институты промышленной безопасности и экологии (уже активно работающий и самостоятельно зарабатывающий) и дополнительного профессионального образования. Факультеты в новой структуре пока остаются, но и они подвергнутся модернизации — строительный, машиностроения и автотранспорта (заочный). И одновременно им предложено подготовить программы развития, которые бы позволили со временем также получить статус института.

Организуются также две новые кафедры — теплоэнергетики и экономики.

Возможно, появится в новой структуре КузГТУ и научно-исследовательский проектный институт — с учетом того, что многие собственники, особенно лидеры угольной отрасли, хотят иметь научное сопровождение самых современных проектов.

— Мы готовы показать, что наш профессорско-преподавательский состав способен не только лекции читать, но и заниматься реальными эффективными научными разработками для нужд промышленности. А для них самих это будет дополнительной материальной мотивацией.

Как подчеркнул Владимир Анатольевич, ни один абитуриент, желающий стать студентом КузГТУ, от реорганизации не пострадает — места для поступления не сокращаются. Наоборот, ректор рассчитывает, что уровень поступающих в этом году будет выше, так как учиться в обновленном университете будет и интереснее, и престижнее:

— Главное для нас — динамика изменения отношения к учебе у студентов. Во втором семестре посещаемость лекций выросла примерно на 10-15%. Значит, у них растет и желание учиться. Кстати, готов развеять миф о том, что якобы хорошую инженерную подготовку лучше получать в Москве или Санкт-Петербурге. Ректора столичных вузов нам, наоборот, завидуют — мы находимся в шаговой доступности от предприятий, нам легче влиться в реальную экономику. И эту реальность начали осознавать и собственники — те же угольные предприятия уже не стремятся учить своих работников «на инженеров» в столицах.

Перед коллективом университета поставлен курс на тесную интеграцию с производством. Это предусматривает, в частности, организацию обратной связи, совместные решения вопросов подготовки выпускников и организации дополнительного профессионального образования.

Для выявления оценки работодателями качества подготовки студентов КузГТУ было проведено исследование на крупных угольных предприятиях региона.

Как оказалось, большинство работодателей обращает внимание прежде всего на репутацию учебного заведения, которое окончил специалист. Учитываются наличие опыта общения с выпускником при прохождении практики и стажировки, наличие у кандидата той специальности, в которой есть потребность для организации, средний балл по диплому и уровень запросов самого выпускника (должность, зарплата и так далее).

Компетенции выпускников работодатели оценивали по пятибалльной шкале, и в итоге объем теоретических знаний выпускника получил оценку в 4,3 балла, владение базовым ПО — 4, владение специализированным ПО — 3,7, объем практических знаний выпускника — 3,7, умение работать в команде — 3,6, владение одним иностранным языком — 3,4.

Эти выводы будут учтены при корректировке учебных планов. Например, решено, что выпускники КузГТУ будут получать Diploma Supplement — общеевропейское приложение к диплому.

— В условиях возрастающей профессиональной мобильности выпускников вузов многие сталкиваются с проблемой признания национальной квалификации в других странах. Поскольку в России сам диплом и стандартное приложение к нему не содержат достаточной информации о полученных знаниях и навыках, зачастую сложно судить о квалификации его владельца без подробного стандартизованного описания и подтверждения самого процесса обучения в конкретном вузе, — отмечает Владимир Ковалев. — А так как международная деятельность нашего университета направлена на повышение положения вуза в системе высшего образования РФ и дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное сообщество, такое приложение должно помочь выпускникам быстрее найти себя в профессии.

Одним из приоритетных направлений будет целевая подготовка студентов. Интерес к ней проявило, к примеру, большинство угольных ведущих компаний региона — угольщики, химики, нефтехимики. Сейчас в вузе обучаются более 800 «целевиков». Однако даже такая приличная цифра не обеспечивает потребности предприятий в полной мере. И в то же время Министерством образования и науки РФ было принято решение о сокращении целевой квоты до 15%. Также вузам запрещено устанавливать стоимость обучения ниже нормативов, определенных министерством, а в скором времени высшую школу ожидает значительное сокращение бюджетных мест. В связи с этим велика вероятность, что за обучение будущих специалистов будут платить предприятия, которые в них нуждаются. Очевидно, что в этом случае работодатели имеют полное право требовать соответствия качества учебного процесса потребностям производства. Поэтому ведущим компаниям региона предложено начать совместную работу над решением таких вопросов, как согласование образовательных программ, создание модели компетенций будущих специалистов, в том числе управленческих и коммуникативных, углубленная языковая подготовка, а также создание на базе местных школ базовых классов под управлением компаний для повышения качества подготовки абитуриентов.

Еще одно направление — получение дополнительного профессионального образования. Если до недавнего времени основной акцент ставился на прослушивание лекционных курсов, то теперь больше внимания будет уделяться созданию среды, приближенной к реальным производственным условиям, имитированию профессиональных ситуаций, для разрешения которых работники должны были бы применять полученные знания.

Алина ДЯТЛОВА