Дмитрий Медведев: «Я вас услышал»

Одним из ключевых пунктов рабочей поездки премьер-министра Дмитрия Медведева по Сибири стал «угольный» Кузбасс


Одним из ключевых пунктов рабочей поездки премьер-министра Дмитрия Медведева по Сибири стал «угольный» Кузбасс

Это не первый визит председателя правительства в угольный регион, потому проблемы, которые озвучили перед ним горняки шахты «Комсомолец» в Ленинске-Кузнецком и собственники угольных предприятий на совещании, прошедшем на шахте «Листвяжная», не стали для премьера открытием.

«Монетизация» отпуска

«Устаревшими», «созданными еще при царе Горохе» были названы трудовые отношения, существующие в настоящий момент на угольных предприятиях. Именно они являются одной из основных причин низкой производительности труда в угольной отрасли.

Такое мнение озвучил на совещании Владимир Рашевский, глава ООО «СУЭК».

— Сегодня у нас 30-часовая рабочая неделя, — заметил он, обращаясь к Дмитрию Медведеву. — При этом рабочая смена должна быть шесть часов, и ни часом более. Типичная для Кузбасса ситуация: шахты находятся далеко от городов и поселков, полтора-два часа человек едет до места работы, потом час двигается до забоя, потом час возвращается, потом моется, потом часа полтора-два возвращается. Работает шесть часов, 12-14 часов находится вне дома, пять раз в неделю он должен сходить на работу… Если бы удлинить смену хотя бы до восьми часов!

Упомянул Владимир Валерьевич и о шахтерских отпусках. Законодательство дает право горнякам, как представителям «вредной» профессии, находиться в отпуске до шестидесяти с лишним, а в отдельных случаях и до восьмидесяти дней. Такая ситуация зачастую не устраивает ни работника, ни работодателя. Первый упускает возможность дополнительного заработка, второй оказывается в тупике из-за нехватки кадров. Проблема будет решена, если законодательство позволит шахтерам «отгуливать» положенные 28 дней, остальные дни — «монетизировать», в случае, если горняк принимает предложение работодателя поработать.

Еще одна инициатива, высказанная Владимиром Рашевским, касалась кадрового вопроса. Не секрет, что отрасль столкнулась с резкой нехваткой рабочих. Один из путей разрешения ситуации — привлечение женского труда. Сделать это сейчас мешают не только стереотипы, сложившиеся в нашей стране, но и законодательные и нормативные акты.

По его словам, все эти инициативы могут быть вынесены на рассмотрение законодателей уже предстоящей осенью.

Премьер-министр отметил, что подобные пожелания на встрече с ним высказывали и горняки:

— Я вас услышал, мы обязательно этот вопрос поставим перед Минздравом.

Он подчеркнул, что на заседании принципиального решения принять невозможно, но поручение изучить вопрос обязательно даст.

Нормативные акты не в норме

Достаточно серьезные проблемы, о которых «практически никто не упоминает», поднял на совещании Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности. Он выступил с резкой критикой ряда нормативных актов, регулирующих работу отрасли. К примеру, угледобывающие комбайны по какой-то причине необходимо регистрировать в Минсельхозе, а комбайнеры, работающие на них, должны иметь «корочки» трактористов. Еще больше нареканий вызывают предписания главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Согласно одному из его постановлений, необходимо строить медпункты под землей. Но как их строить и как они будут работать — непонятно. Тем не менее постановление существует, исполнять его надо, горная прокуратура, контролирующая исполнение законодательства, не обнаружив медпункта в забое, приостанавливает работы.

— Либо, — продолжил свое выступление профсоюзный лидер, — заставляют строить в шахте под землей сортиры, чего никогда в жизни не было.

Выслушав выступление Мохначука, председатель правительства заверил, что даст поручение о создании комиссии по выработке конструктивных решений по данным вопросам.

Транспортные проблемы

На эту тему говорили многие участники совещания, в частности Михаил Федяев, президент «Сибирского Делового Союза», очень четко сформулировал те трудности, с которыми приходится сталкиваться при вывозе угля.

— Сегодня мы имеем 26 тысяч вагонов, — сказал он, — а оборот вагонов за последние пять-шесть лет снизился почти в два раза. До порта Риги мы едем 29 дней, вагон идет со скоростью семь с половиной километров в час, чуть-чуть быстрее, чем движется пешеход. Уже не имеет значения, сколько у кого вагонов — они просто не едут по железной дороге.

Шахта «Листвяжная», по словам Михаила Юрьевича, — хорошая, современная, но сегодня она работает в убыток. Сделать с этим практически ничего невозможно, так как цены, которые складываются на внешнем рынке, не покрывают затрат. 55-60% от стоимости составляют затраты на перевозку. Кроме того, невозможность получить разрешительные документы на строительство морских портов препятствует обеспечению дополнительных путей экспорта угля.

Инвестиции и инновации

Несмотря на все трудности, угольная промышленность развивается. И имеет перспективы! Об этом сказал Дмитрий Медведев:

— В 90-е годы шли споры. Многие считали, что отрасль убыточна, но, как показало время, это мнение ошибочно. Потребление угля в мире растет. Производительность труда тоже возросла радикально: за что раньше давали Героя Соцтруда — сегодня норма. И это не предел. К 2030 году есть возможность увеличить этот показатель практически в пять раз.

За последние тринадцать лет объем добычи угля в России увеличился с 232 миллионов тонн до 336. Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что увеличение добычи и обогащения угля должны происходить за счет внедрения современных технологий, инвестиционных и инновационных разработок, укрепления позиций на мировом рынке.

— Это весьма и весьма непросто, — отметил премьер, — скажем откровенно, во многих местах нас не ждут. С отдельных рынков нас просто вытесняют, а на других рынках мы обязаны и можем конкурировать. Но в то же время очевидно, что для того, чтобы конкурировать на этих международных рынках, мы обязаны договориться между собой, внутри страны, обязаны принять необходимые правительственные решения и решения, которые связывали бы основных участников производства и транспортировки.

Итоги

Премьер-министр заверил, что все предложения, прозвучавшие на совещании, будут учтены и рассмотрены.

— На сегодняшний день, — сказал он, — костяк отрасли составляют успешные частные компании. Тем не менее государство не прекращает их инвестирование. Только в прошлом году около 90 миллиардов рублей было направлено на развитие предприятий. Несмотря на это, развитие угольной промышленности сдерживается рядом общеизвестных проблем.

Среди них Медведев назвал изношенность основных фондов, ухудшение условий разработки месторождений, использование на ряде объектов устаревших технологий. Нужно стимулировать угольные компании к обновлению, формировать условия для глубокой переработки. Это направление, возможно, более значимо, чем наращивание общих объемов. Главный вопрос, по словам главы правительства, касается сегодня железнодорожной структуры, которая не способна в полном объеме обеспечить потребности угольной отрасли. Решение этой проблемы предусмотрено долгосрочной программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Для ее выполнения, в частности, необходимо решить вопрос совершенствования логистики поставок угольной продукции, перейти на принципы долгосрочного тарифного регулирования на железной дороге. В ускоренном порядке нужно утвердить нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования промышленной безопасности в угольной промышленности.

О регионе

После завершения заседания Дмитрий Медведев обсудил итоги рабочей поездки по Кузбассу с губернатором области Аманом Тулеевым. Губернатор сообщил о выполнении заданий, которые давал премьер, в том числе по работе с полувагонами.

— У нас сейчас работают двенадцать компаний, работают как часовой механизм, проблем с вагонами нет, все идет четко, — сказал Аман Гумирович.

Также он напомнил, что два года назад Дмитрий Анатольевич дал старт промышленной добыче метана, положив начало развитию новой для региона отрасли. После этого регион вместе с «Газпромом» вложил три миллиарда рублей, пробурил 27 скважин. Сейчас построено четыре мини-станции, которые вырабатывают 5 МВт/час. Полученная электроэнергия подается на собственные нужды региона. Кроме того, на шахте им. Кирова из угольных пластов извлекают метан, подают его на котельные, вырабатывают тепло- и электроэнергию, которыми снабжают шахты. По Киотскому протоколу за утилизацию метана шахта получила 425 тысяч евро, которые также будут направлены на безопасность шахтерского труда.

Рассказывая о том, как живут горняки, губернатор поднял вопрос ветхого жилья, подчеркнув, что это особенно важно для Анжеро-Судженска, Прокопьевска, Киселевска и Ленинска-Кузнецкого. Глава кабинета министров пообещал посодействовать в решении вопроса и отметил, что это серьезная проблема, но в Кузбассе уже многое сделано для ее решения.

Тем не менее и впереди дел немало…

Антонина Ломакина

 

Подземный опыт

В ходе визита Дмитрий Медведев  посетил город Ленинск-Кузнецкий, где спустился в угольную шахту «Листвяжная». Глава правительства захотел пройти по маршруту, который ежедневно преодолевают шахтеры. Председателя правительства сопровождали вице-премьер, министр транспорта, министр энергетики и губернатор Кемеровской области.

Перед спуском в забой глава кабинета министров и другие чиновники прошли необходимый инструктаж, после чего переоделись в шахтерские спецовки и на тягаче спустились под землю. Спуск занял около 20 минут, путь до места добычи — 1,4 км. Всего же «экскурсия» с участием премьера длилась около часа.

— Условия на этой шахте хорошие, предприятие современное, но сам труд шахтера, конечно, очень тяжелый, — поделился своими впечатлениями Медведев.

Премьер также сел за руль горнопроходческого комбайна. Управление этим агрегатом происходит с помощью компьютерного моделирования.

Отвечая на вопрос, соблюдал ли он ритуал после выхода из шахты, когда полагается выпить «боевые 100 грамм» после первого спуска, глава правительства сообщил, что традиции были соблюдены.

«Мы же, как говорится, люди воцерковленные, традиции соблюдаем. Сказано выполнить — значит, выполнили. Но, естественно, не в значительных объемах, после этого было совещание», — сказал Медведев журналистам.