Аман Тулеев: «Сохранить ниши на рынке»

Антикризисное выступление губернатора Кемеровской области


— В настоящее время угольная отрасль в целом переживает непростые времена.

В мире кризис, цены на уголь падают. По сравнению с 2012 годом они снизились практически на 40%. Приходится продавать наше «черное золото» фактически ниже себестоимости.

Сегодня до половины всех угольных предприятий в мире работают в убыток. Но даже в самой тяжелой ситуации всегда есть выход. Поэтому никакой паники быть не должно. Мы должны во что бы то ни стало сохранить свои ниши на мировом рынке. Наш опыт показывает, что рано или поздно ситуация изменится.

Уголь — это одно из настоящих, неподдельных богатств человечества. Фундаментальный спрос на него будет всегда. И мы должны быть готовы к новому росту, не должны растерять производственный потенциал, который имеем. Наша ключевая задача — это повышение производительности труда.

Да, подвижки у нас есть. За последние 4 года (с 2009-го по 2013-й) производительность труда в угольной отрасли Кузбасса выросла на 11% (с 189 тонн на 1 человека в месяц до 216). А на некоторых предприятиях она уже сегодня выше мировых показателей. Это шахты «Талдинская-Западная-2» — 840 тонн на 1 человека в месяц, «Талдинская-Западная-1» — 735 тонн, разрез «Майский» — 1 465 тонн («СУЭК-Кузбасс»).

Но таких примеров пока единицы. В целом же в кузбасской угольной отрасли средняя производительность 216 тонн угля на 1 человека в месяц, а, к примеру, в США — 670 тонн, то есть в 3 раза больше, чем в среднем по Кузбассу.

Один из важнейших путей повышения производительности труда —это модернизация производства, приобретение современной высокоэффективной техники.

Вы скажете: кризис, денег нет, а техника стоит дорого… Но вот недавно наша кузбасская делегация во главе с моим первым заместителем Максимом Александровичем Макиным была в Белоруссии, посещала Белорусский автомобильный завод, где собирают БелАЗы, которые вы приобретаете. Сегодня автоконцерн поставляет свои машины практически во все страны мира, но 50% — покупает Кузбасс. Сейчас, в связи со спадом в угольной промышленности, кузбасские компании сократили покупку БелАЗов, в результате — «многотонники» простаивают, площадка Белорусского автозавода заполнена машинами.

Максим Александрович Макин встречался с премьер-министром Белоруссии Михаилом Владимировичем Мясниковичем, и вместе они обсудили варианты выхода из кризисной ситуации.

На сегодняшний день уже подписано распоряжение президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко о компенсации процентной ставки по кредиту Сбербанка при работе с белорусской компанией «Пром-Агро-Лизинг». То есть при покупке любой белорусской техники: погрузчиков, зерносушилок, автобусов, а также БелАЗов — через эту компанию белорусская сторона возвращает часть процентной ставки, равной ставке рефинансирования Центробанка РФ. Сегодня она составляет 8,25%. И вы берете технику в кредит не под 14%, как сегодня, а под 5,7%. Разница очень приличная.

Второй вариант: Республика Беларусь создает для наших угольщиков специальную компанию по перевозке угля, породы на условиях аутсорсинга. То есть наши угольные предприятия не будут заниматься перевозкой грузов как теперь, а смогут переложить этот объем работы на эту специальную компанию.

Следующая ключевая задача — это снижение непроизводительных расходов, издержек производства. У вас уже есть солидный опыт в этом направлении. В частности, на разрезах «Бачатский», «Талдинский» и «Кедровский» действует (с 2011 года) спутниковая система ГЛОНАСС, которая позволила значительно сократить непроизводительные расходы на ГСМ. Случаи его нецелевого использования на этих разрезах, по сути, прекратились. Повысилась дисциплина среди водительского состава.

Но, конечно, самое главное, что мы должны сделать в это кризисное время, — это сохранить людей, по максимуму их прикрыть, социально защитить!

Знаете, порой странно получается: предприятие покупает новую суперсовременную технику, к примеру, карьерный экскаватор «Пи-энд-Эйч» производства США за 612 миллионов рублей или БелАЗ грузоподъемностью 320 тонн за 165 миллионов рублей. И вот в него садится человек, у которого низкая зарплата, семья живет в бараке, ребенок не устроен в садик. Он что, в этой ситуации будет рекорды ставить, когда у него в голове совершенно другое?

Важно ведь, чтобы человек трудился с душой, с настроением, тогда и отдача на производстве будет.