Кузнецов Виктор Иванович

В пятидесятые годы среди старшеклассников более всего ценились летчики, шахтеры и железнодорожники. У них была своя форма, свой красный день в календаре и своя часть общественного почета...


ВИЖУ СОЛНЦЕ ИЗ ЗАБОЯ

 Виктор Иванович КУЗНЕЦОВ

В одну из давних-давних встреч Виктор Иванович рассказывал, как он, сельский парень оказался одним из ключевых действующих лиц в отрасли, от которой, безо всяких натяжек, изначально зависит ключевая, энергетическая независимость великой страны:

- Потому что в 1950-е среди старшеклассников более всего ценилось лётчики, шахтёры и железнодорожники. У тех и других была своя форма, свой красный день в календаре и своя часть общественного почёта.

Но небо отменила медкомиссия, шахтёрский институт был где-то далеко, а Электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта рядом, в Томске. Позади жуткий конкурс, первокурснику, как и всем, выдали щегольскую форму, стипендию побольше, чем в других вузах, да ещё бесплатный проезд по железной дороге!

Потом, в положенный срок все получили распределение на работу, группа ребят выбрала трест «Томусауголь» - сманил здешний парень, сказал, что на промышленном транспорт будет лучше, чем в министерстве путей сообщения.

И вот выпускник Кузнецов в – на электровозе: инженеру начать с рабочего места считалось правилом, и полгода практики в помощниках у машиниста Виктора Егорова не прошли даром. Равно как все четыре года на Томусинском, пока обкатывался в нижних чинах, - мастером, механиком…Первое настоящее дело, при котором почувствовал возможность добиваться самостоятельного результата – это должность начальника железнодорожного цеха на разрезе «Томусинский 7-8», «Междуреченский», по-нынешнему.

По сути, это было самостоятельное предприятие, работников до пяти сотен, в цехе был по штату предусмотрен освобожденный секретарь парторганизации, им был Олег Сидоренко. На коллектив выделялось жилье, его у профорга сами распределяли. Поэтому начальник цеха мог пообещать работнику квартиру и выполнить свое обещание. Тем более, с вводом предприятия дома строились ускоренными темпами, новеньких привлекали квартирами.

В 1955 году на Томусинском месторождении первые полмиллиона тонн угля открытым способом выдал разрез «Красногорский», в 1959 сдан «Томусинский», в 1961 - «Сибиргинский»-1». Из нового города Междуреченска пошел большой уголь, добытый недавно начатым открытым способом, который ломал обычные представления как о горном деле, так и об экономике угледобычи. Так, молодой специалист Кузнецов оказался на переломе технического прогресса. Зная ту обстановку всеобщего подъема нового дела, станешь ли уточнять, отчего это вдруг дипломированному транспортнику, который только начал профессионально разворачиваться, пришло в голову сменить специальность? Зачем надо стало поступать заочно в Кузбасский политехнический? Это был трезвый расчет взрослого человека: с железнодорожным дипломом его служебный потолок располагался на высоте заместителя главного инженера разреза, зама по транспорту. И все! А в этот потолок он уперся уже через шесть лет после выпуска из института. Потому-то в 1970 диплом технолога комплексной механизации открытых разработок лежал у него в кармане.

Правда, на этот раз с помощников машиниста начинать не пришлось. Пришлось начать с заместителя директора разреза. Чередовались предприятия, чередовались должности, шли годы, только одно оставалось постоянным – обострённая ответственность за все, что в поле влияния. Один только штрих.

На «Красном Броде» в 1970-е имела известность бригада Николая Фёдоровича Репецкого – мужики один опытней другого – занимались монтажом экскаваторов. Только что сдали на руки одну машину, приступили к другой. Подходит новый главный инженер разреза Кузнецов:

- Дело есть, новый экскаватор пришёл, собрать надо.

- Так ведь мы уже начали, Виктор Иванович!

- А после работы?

- Так ведь и норм таких нету.

- А если получите не по норме, не тысячу четыреста, а две четыреста?

- По рукам!

К назначенному числу внеплановый экскаватор стоит во весь рост, на рычаги послушно откликается. Приходит Кузнецов, рад не меньше других, руку каждому жмёт, и достаёт из кармана конвертик:

- Здесь тысяча. За остальные тысячу четыреста распишись, бригадир, в кассе.

Ребята к Репецкому: - Как это, Николай Фёдорович?

А так. Оказалось, что контора ему не разрешила, так он из своей зарплаты с мужиками рассчитался. Обещал – сделал. И так – везде и во всём. И потому совершенно логичным считают его соратники назначение Виктора Ивановича в 1982 году на должность технического директора объединения «Кемеровоуголь». Он был переведен сюда, в областной штаб, с должности директора разреза «Красногорский». И уже через три года после назначения Виктор Иванович возглавил объединение, стал генеральным директором и руководил им полтора десятка лет. В том числе и в период, когда в стране погибло не одно благополучное предприятие.

Если бы кто-то однажды взялся обозначить ключевые периоды его биографии, то десятилетие 1980-1990-х получило бы в том календаре порядковый номер три. После непосредственного его участия в переходе на новую локомотивную тягу в начальный период в Междуреченске, и такого же непосредственного участия в бурном, даже взрывном, развитии открытой добычи угля в Кузбассе. Потому что названное десятилетие явилось неповторённым периодом роста открытой добычи.

Под его руководством «Кемеровоуголь», переименованный в «Кузбассразрезуголь» стал крупнейшим в стране производственным объединением открытой добычи угля. В 1989, забастовочном, году открытчики бассейна добыли 62,5 миллиона тонн топлива, больше всех родственных объединений Советского Союза. Кроме того, объединение превратилось в современный производственный комплекс с устойчивым потенциалом для перспективного развития. И все эти точки его личной биографии – ничто иное, как совпадающие частички большой биографии края, страны, эпохи. И он сам подвёл её к состоянию, в котором отчётливо проступил уже четвёртый период, когда объединение превратилось в современную производственно-экономическую систему, способную устойчиво действовать в любой общественной формации. Неоспоримый пример: в буйную эпоху шахтёрских забастовок «Кузбассразрезуголь», собранный Кузнецовым в концерн, не митинговал, на рельсы не ложился, он просто работал. И ни один разрез В.И.Кузнецов не дал закрыть. В 19992-1993 из объединения вышли 6 разрезов – Черниговский, Прокопьевский, Красногорский, Томусинский, Междуреченский и Ольжерасский. Они отделились без скандалов, - за исключением Черниговского, все они расположены слишком далеко от штаба в Кемерове, на таком удалении сохранять единство просто трудно.

И даже в буйную эпоху 1990-х предприятия не были отданы на сторону - сработала система помощи трудовым коллективам в их стремлении уцелеть в чрезвычайной обстановке, которую реформаторы почему-то называли рынком. Такой была суть разработанной под руководством В.И.Кузнецова и при помощи приглашённой науки пятилетки развития 1995 - 2000 годов. Цель была не новая – поддержать и даже увеличить материальное благополучие трудящихся, хотя «Кузбассразрезуголь» уже прошёл полную процедуру акционирования, и, казалось бы, ответственность за «социалку» генеральный директор уже мог и не нести. Не мог, оказывается. Была поставлена задача поднять уровень реальных доходов на трудящегося к 2000 году до 5 миллионов рублей в месяц (в тогдашних миллионных ценах), то есть, в пять раз!

Но откуда взять деньги? Из прибыли, которую каждое предприятие было обязано заработать, потому что никто никому никаких дотаций дарить не собирался, Во-первых, предприятия не государственные, а во-вторых, само государство уже стало другим, не прежним. Стартовать к такой цели в 1995 пришлось почти с нуля, с падающей производительности труда, длившейся с памятного 1989-го, когда начала падать вся отрасль в целом.

Первый результат был получен уже в следующем,1996 году: производительность поднялась на пять процентов. Стороннему глазу не заметно, но команду В.Кузнецова эту малую цифру разглядела и оценила. Разглядела и ещё один негромкий, но безошибочный показатель: доля себестоимости добычи угля в цене сократилась до 78 процентов с 93 в году 1994-м. барометр эффективности шевельнулся в нужную сторону!

А далее?

А далее команда генерального директора подобралась к главной причине потерь, что мешают работать, главной потерей оказалась потеря управляемости. Или, другими словами, несоответствие системы управления конкретной экономической ситуации. Тогда команда насчитала шесть направлений, где управляемость надо было поднять до уровня идеальной.

Первое направление – это технология и производство. Вторая – отслеживание и прогнозирование рынка. Третье – управление экономикой, то есть, стремление к мобильному , желательно, ежесуточному, учёту затрат. Четвертое – управление финансами, пятое – управление подготовкой трудовых ресурсов, и наконец, шестое направление – это управление структурой капитала. Управление с влиянием на пассивную часть основных фондов, на их активную часть, на собственные оборотные средства и на незавершённое производство.

Скучно? Может быть, хотя кто сказал, что угольная компания – это ансамбль песни и пляски! Но чтоб закончить разговор, скажем, что тогда же В.И.Кузнецов вошел в правительство с предложением законсервировать пассивную часть основных фондов, все эти громады из железобетона, которые нагромождались десятилетиями, и которые не мешали в прежней модели экономики. А в начале 2000-х появилась возможность перестать платить налог на это громоздкое имущество, прекратить накручивать амортизационные отчисления, повышая себестоимость добытого угля. И многое из намеченного было сделано, хотя в те годы мало кто понимал суть понятия «непрофильные активы», которые в большом обиходе сегодня. Его команда сделала это загодя. «за пятнадцать минут» до прихода современной системы управления. В результате себестоимость тонны уже в апреле 1996, через три месяца после принятия новой системы управления, снизилась до 88 рублей со 105. И с этого пошло: пожелало предприятие увеличить расходы – пожалуйста, но перед этим будь добр, увеличь на эту сумму доходную часть! Найди деньги, чтоб баланс по году обязательно сошёлся. Учись жить по средствам. Сегодня это очевидные истины, а мы ведём речь о годе 1995 и 1996-м. Именно тогда была начата пятилетка эффективности по-Кузнецову, которая и позволила уже в 1997 году принять такую организационную форму совместного взаимодействия предприятий, как холдинг. Открытое акционерное общество стало назваться холдинговой компанией.

Реструктуризация, покалечившая отрасль в те самые 1990-е, «Кузбассразрезугля» практически не коснулась. Когда обрушились прежние связи, некому стало отгружать уголь, и добычу пришлось снизить, ни один разрез закрыт не был. А когда цены на уголь наконец был отпущены, «Кузбассразрезуголь» первым перешёл на рыночные отношения, но об этом мы уже говорили.

И самое главное, благодаря Виктору Ивановичу Кузнецову, «Кузбассразрезуголь» остался в живых, не распался на компании, половина из которых закрылись бы сразу же после выработки имевшихся подготовленных участков. Люди были убережены от безработицы, от сокращения штатов, задержки зарплаты держались на минимуме, пенсионеры получили материальную поддержку предприятий, социальная сфера была сохранена. А если исходить из рыночных оценок, то «Кузбасразрезуголь» получил реальную покупательную привлекательность, что вскоре и подтвердилось.

А памятный 2000-й стал по-настоящему переломным, за его новую централизованную систему управления разрезами, упорядочение экономики и обновлённую техническую политику. С того года началось планомерное поступление горной техники на предприятия, обновился железнодорожный парк. Транспорту внимание особое в связи с увеличением отгрузки угля с Уропско-Караканского и Ерунаковского месторождений. На Сартаковском примыкании построены новые перегоны и станции с отгрузкой до 12 миллионов тонн, на Талдинском примыкании сделан новый выход на дорогу министерства путей сообщения и отгрузкой до 24 миллионов тонн в год. Началась современная история объединения.

В 2004 компания признана лучшим грузоотправителем на сети железных дорог. Она является также крупнейшим российским экспортёром угля. С октября 2003 разрезы компании получили статус филиалов, - как в добрые старые времена, лет 30 назад, когда разрезы были производственными единицами, а вся экономика, как и «снабсбыт», осуществлялась централизованно. И, как и в советские годы, компания несёт огромную социальную ношу. В 2000 году компания разработала совместно с областной властью первый в истории Кузбасса документ взаимных обязательств. Он получил название Соглашения и подписан руководством компании и руководством области. Соглашение содержит программу совместных действий в реализации национальных проектов «Доступное жильё», «Образование», «Здравоохранение», «Культура», - это не считая собственных социальных программ для своего коллектива, который насчитывает в общей сложности 25 000 человек. Речь – о льготах и гарантиях по коллективному договору, а также о строительстве жилья и многом другом. К слову, посёлки Бачатский и Красный Брод, как и много лет назад, содержит компания.

В таком виде «Кузбассразрезуголь» и сохранил не только название, но и суть, которую Виктор Иванович Кузнецов со своей командой сцементировал в наиболее переломный момент истории.

А потом он ушёл, - влиятельным силам надо стало, чтоб Кузнецова не было – и в этом изнанка расхваливаемого «рынка».

- Живу, - говорит он, - в двух километрах от Московской кольцевой дороги, перебрались с Надеждой Ивановной поближе к детям. Из всех предложений на работу выбрал должность советника в компании, что обеспечивает угольщиков Кузбасса. Предложения были очень привлекательные, и по должности, и по оплате, но почувствовал, что по часам работать хватит, за 40 лет явно два стажа «оттрубил», а консультировать – другое дело. Все вопросы связаны с Кузбассом, да и просто по-человечески общаюсь. Скажем, с «молодёжью» - Приезжевым, он на «Бачатском», или Табачниковым с «Осинниковского», а вот одногодков всё меньше. Каждый день по интернету прочитываю пять страниц новостей из Кузбасса, бываю не менее двух раз в год. Там Фазалов, Чолах, Коренев, другие, не забыли ещё и рабочие, бригадиры - все уже пенсионеры - подходят, здороваются, расспрашивают, - посидим, повспоминаем... А вот сын Вадим не менее полугода проводит на родине, да и Ирина тоже часто летает, они ж по рожденью - междуреченцы…

* * *

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV ст., медалями Советского Союза, России и Кемеровской области. Лауреат Государственной премии. Заслуженный шахтёр РСФСР. Полный кавалер знака «Шахтёрская Слава». Заслуженный работник минтопэнерго РФ.

Герой Социалистического Труда.

Виктор КЛАДЧИХИН