Опыт зеленого континента

Продолжаем рассказ о системах поддержки добычи и утилизации метана в разных угледобывающих странах мира. В прошлом номере «УК» (№6 (025) ноябрь-декабрь 2012 год) был подробно описан ряд программ и нормативно-правовых актов Австралии, стимулирующих угольные компании к добыче метана. Выяснилось, что опыт отдельно взятых штатов даже интереснее общефедеральной программы


Штат Квинсленд

Квинсленд обладает почти вековым опытом по формированию правовой базы в области добычи и утилизации метана. Первый нормативно-правовой акт, в котором регламентировался порядок предоставления лицензий на недропользование, был принят парламентом штата 90 лет назад. На смену устаревшему и не отвечавшему новым вызовам времени закону был принят закон о минеральных ресурсах (Mineral Recourses Act 1989), а через 15 лет — закон о добыче и правилах безопасности при добыче нефти и газа (Petroleum and Gas Production and Safety Act 2004).

В новом законодательстве подробно регламентируются правила предоставления лицензии для ведения горных работ, разъясняются требования безопасности, но самое главное — законодательство признает метан в качестве природного ресурса. Теперь метан — не побочный продукт добычи каменного угля, а полноценное полезное ископаемое, для добычи которого необходимо получить специальную лицензию.

Владелец лицензии на добычу угля, по новому закону, не имеет права на газ, содержащийся в угольных пластах. Для добычи метана, содержащегося в угольных пластах, необходимо получить дополнительную лицензию, которая может совместно существовать с лицензией на добычу угля на одном участке. Держатель лицензии имеет ограниченное право на добычу метана из угольных пластов, если это предусмотрено лицензией, когда есть необходимость в обеспечении безопасности горных работ, согласно полученной лицензии, или это необходимо для снижения объемов и скорости выделения метана в горные выработки.

Наряду с нормативно-правовыми актами существует программа по сокращению выбросов парниковых газов, известная как «Схема 13» (13 percent Gas Scheme). Она была одобрена в 2004 году и вступила в силу 1 января 2005 года.

Согласно программе, 13% всей продаваемой поставщиками электроэнергии должны поступать от работающих на газовом топливе электростанций (включая шахтный метан и метан угольных пластов), либо поставщики могут приобретать специальные сертификаты произведенной из газа электроэнергии в размере 13% продаваемой или используемой в штате электроэнергии. Генерирующим компаниям, производящим электроэнергию из метана, дается право выпускать сертификаты на каждый произведенный МВт/ч. электроэнергии. Сертификаты имеют денежную стоимость и могут продаваться отдельно от электроэнергии, что увеличивает доходы электростанций. Если участники проекта, поставляющие электроэнергию в энергораспределительную систему штата, не смогут обеспечить требуемое процентное соотношение, то они должны будут выплатить штраф.

Проект позволяет гарантировать и значительно увеличить доход генерирующих компаний, использующих в качестве энергоносителя газовое топливо (в том числе метан). Кроме всего прочего, в результате утилизации парникового газа значительно сокращается негативное воздействие на окружающую среду. Программа будет действовать до

31 декабря 2020 года.

Видя положительные результаты реализации программы, правительство штата в 2007 году опубликовало стратегию по противостоянию изменению климата правительства Квинсленда — «Climate Smart 2050». Согласно документу, к 2050 году планируется увеличить целевой показатель программы с 13% до 18%.

Штат Новый Южный Уэльс

Добыча полезных ископаемых, в том числе шахтного метана, регламентируется законом о добыче полезных ископаемых, который был принят парламентом штата в 1992 году. Закон позволяет угледобывающим компаниям извлекать шахтный метан из угольных пластов для повышения безопасности горных работ.

Кроме нормативно-правовой базы в штате существует программа по сокращению выбросов парниковых газов (New South Wales Greenhouse Gas Reduction Scheme). Первоначально, с момента своего создания в 1997 году, участие в ней было добровольным, а с 1 января 2003 года стало обязательным для всего штата. В 2005 году к программе присоединился соседний регион — Австралийская столичная территория.

Согласно программе, ежегодно устанавливаются целевые нормативы для энергетического сектора по сокращению выбросов парниковых газов. Нормативные показатели рассчитываются для каждой торгующей электроэнергией компании в отдельности и являются обязательными для достижения. Если энергетическая компания не выполняет условия по сокращению выбросов, то она обязана выплатить штраф в размере 13,95 доллара США за одну тонну эквивалента CO2. Чтобы не подвергать себя штрафу, компания либо сокращает выбросы, либо приобретает сертификаты о снижении выбросов парниковых газов, право на выпуск которых имеют производители электроэнергии, использующие шахтный метан или метан угольных пластов в качестве энергоресурса.