Архив 2008-2014 » 2009 | 04 Декабрь

Горизонт шахтерской смены

Редакция журнала совместно с департаментом образования и науки Кемеровской области на базе Кемеровского горнотехнического колледжа провела круглый стол, темой которого были обозначены актуальные проблемы подготовки кадров для угольной промышленности Кузбасса. Участниками разговора стали не только руководители образовательных учреждений области, но и представители угольных компаний, куда приходит молодая смена. Наиболее интересные выдержки из этого продолжительного обмена мнениями мы публикуем на своих страницах.

 

Алексей Викторович Сьянов, начальник управления НПО и СПО департамента образования и науки Кемеровской области:

— Проблем, которые существуют в профессиональном образовании, а также во взаимодействии учебных учреждений с работодателями, можно обозначить достаточно много. Однако сегодня хотелось бы услышать о самых неотложных из них, а также о том, как удается решать их вместе с работодателями. Опыт такого тесного сотрудничества у нас в Кузбассе есть, и мы хотели бы о нем узнать подробнее.

Евгений Михайлович Дуров, заместитель генерального директора по персоналу компании «Стройсервис»:

— Наша компания тесно сотрудничает с учреждениями профессиональной подготовки. На своих предприятиях мы даже вводим дополнительные ставки горных мастеров, механиков, бухгалтеров, экономистов. Производственную практику у нас проходят учащиеся по рабочим специальностям.

В прошлом году мы приняли к себе на предприятие 38 молодых специалистов и в этом 19 человек. Кроме того, мы отправили на учебу по нужным нам специальностям тоже два десятка человек. Все расходы компания берет на себя.

Несмотря на это, дефицит рабочих кадров всё равно ощущается. Нужны ремонтники, электрослесари, машинисты экскаватора и другие специальности. У нас существует свой учебный комбинат, есть лицензии на обучение десятков профессий горного профиля. Тем не менее от сотрудничества с учебными заведениями никогда не отказывались и всегда поддерживаем всякие начинания в этом направлении.

Любовь Николаевна Носова, директор профучилища №38, г. Ленинск-Кузнецкий:

— Действительно, потребность в кадрах велика. Мы готовим подземных электрослесарей, а теперь стали готовить работников на обогатительные фабрики. Инициатором расширения подготовки рабочих в нашем училище стала компания СУЭК. Отличники учебы даже получают от компании денежную премию. Наши ребята проходят производственную практику на предприятиях компании. Эта практика оплачивается. Наставники, которые закрепляются за нашими учащимися, тоже получают материальное вознаграждение.

Тем не менее одна из проблем, которую необходимо незамедлительно решать, — преподавательские кадры. Те, кто готовил учащихся вчера, уже не отвечают современным требованиям, поскольку техника на угольных предприятиях изменилась очень заметно. Мы проводим регулярную переподготовку кадров. И в этом нам тоже помогает компания СУЭК. Преподаватели спецдисциплин проходят стажировку на предприятиях компании и знакомятся с новой техникой. Кроме того, компания помогает нам регулярно посещать выставки горного оборудования, где представлены технические новинки. Без такого сотрудничества ни одно образовательное учреждение не может двигаться вперед.

Виктор Дмитриевич Славников, директор Прокопьевского горнотехнического колледжа:

— Согласен с тем, что преподавательский состав нуждается в качественной переподготовке, но проходить эту подготовку можно и на базе учебного заведения, у кого она была и сохранилась.У нас в колледже есть отличный полигон, который приближен к реальным условиям работы на шахтах нашего города. Мы сейчас модернизируем учебные горные выработки. В следующем году с помощью угольных предприятий начнем оснащать этот полигон необходимым оборудованием. Надеемся, что уровень качества подготовки от этого только выиграет.

Алла Валентиновна Скакодуб, руководитель отдела профориентации управления кадров компании «Кокс»:

— Сегодня грех сетовать на уровень подготовки выпускников училищ и горнотехнического колледжа, которые приходят к нам на предприятие. Я недавно присутствовала на выпускном экзамене и была приятно удивлена уровнем подготовки ребят. Не случайно эти кадры просто расхватывают по предприятиям. Мы тоже стараемся выглядеть привлекательно. Тем, кто обучается нашим специальностям и проходил практику на наших шахтах, платим стипендию. Тем не менее удержать кадры трудно.

Происходит это потому, что уровень заработной платы на шахтах не отвечает запросам молодежи, а работа тяжелая и опасная. Надо над этим работать и создавать какие-то преференции молодым специалистам, которые выбрали шахтерскую специальность. Мы такую работу начали и сразу заметили изменение ситуации в лучшую сторону. Более двух десятков выпускников в этом году изъявили желание работать у нас.

Алексей Агафангелович Ренев, проректор КузГТУ:

— В некоторых угольных компаниях хорошо понимают, что без участия в процессе подготовки кадров нельзя надеяться на хорошую смену рабочих и инженеров. Одним из видов такого сотрудничества можно назвать целевой набор студентов. В наш вуз поступает много заявлений от угольных компаний по целевому приему. Рособразование разрешило нам увеличить набор студентов по таким наборам на горные специальности. То есть сколько нас попросили предприятия подготовить, столько мы и приняли.

Мы заключили с крупными угольными компаниями стратегические договоры. Они платят за подготовку своих кадров, и мы с ними согласовываем учебную программу. Одним дисциплинам уделяется внимание чуть больше, другие преподаются в рамках стандарта. В следующем году мы выпустим первых дипломников, которые завершат обучение по специальному набору. Места работы для них в компании уже есть, их ждут.

Максим Артурович Баер, начальник отдела обучения и оценки персонала компании «Южкузбассуголь»:

— Думаю, рано или поздно все угольные компании придут к выводу, что без тесного партнерства с учебными заведениями по подготовке кадров трудно или вообще невозможно выстраивать какие-то планы на будущее. Мы, например, заключили соглашение о партнерстве с училищами начального профобразования в Новокузнецке. Наша цель — получить выпускника, который вписывается в нашу модель производства.

Естественно, для этого мы улучшаем методическую и техническую базу учебных заведений, чтобы ребята изучали то, с чем им предстоит встретиться на производстве. Кроме того, мы работаем над повышением подготовки педагогического состава, чтобы педагоги хорошо знали то горное оборудование, на котором будут работать их ученики. Мы их тоже приглашаем на производственную практику, чтобы они увидели, как эта техника работает под землей.

Компания предоставляет места для прохождения производственной практики учащимися. Сейчас у нас более 60 практикантов, а к весне их число возрастет в несколько раз. Целевую стипендию нашей компании получают 50 студентов. Два десятка специалистов среднего звена мы обучаем в СибГИУ за счет компании. Думаю, что финансирование этого процесса с каждым годом будет только увеличиваться.

Александр Михайлович Ишмаев, директор Ленинск-кузнецкого горнотехнического колледжа:

— Нынешняя ситуация с кадрами усугубляется демографической ситуацией. Недобор в учебные заведения горного профиля происходит потому, что число выпускников школ катастрофически уменьшается. Детей становится всё меньше. Еще несколько лет назад в нашем городе было две-три тысячи выпускников 9-х классов, а сейчас — менее тысячи. К тому же одним из условий поступления в наши учебные заведения является отменное здоровье, надо ли говорить, что этот показатель тоже за последние годы не улучшился.

Думаю, что ситуацию необходимо исправлять общими усилиями, ведь даже если мы наберем на обучение необходимое число учащихся, то это не значит, что они придут на производство. По опыту прошлых лет хорошо известно: чтобы одно рабочее место было занято молодым специалистом, надо обучить 3 человека.

Николай Гаврилович Фоменко, начальник производственного департамента компании «Кузбассразрезуголь»:

— Мы тоже тесно работаем с образовательными учреждениями, несмотря на то, что и своя учебная база у нас довольно хорошая. Тем не менее оснащение учебных полигонов, которые существуют при некоторых учебных заведениях, считаю важной задачей. Чем больше их будет, тем больше людей научится правильным и безопасным методам работы.

Дело в том, что горная техника сейчас очень сложная и очень дорогая, поэтому ее грамотная эксплуатация хорошо обученными профессионалами — не только высокая производительность, но и более длительная эксплуатация, а значит, более значимая экономия для предприятия.

Юрий Алексеевич Баранов, директор профучилища №62, г. Междуреченск:

— Теперь нет надобности никого убеждать в том, насколько учреждения начального профессионального образования нужны предприятиям. У нас хорошо поставлена и стажировка мастеров производственного обучения, и практика учащихся оплачивается, и с устройством их после выпуска проблем нет.

Сейчас можно твердо говорить, что уровень зарплаты — не самый главный фактор при выборе будущего места работы нашими выпускниками. Самое важное — это как принимают молодого специалиста в коллективе, какой у него наставник, как идет процесс его адаптации в бригаде или на участке.

Не знаю, как остальные, но я пришел к выводу, что вклад угольного предприятия в учебное заведение, которое готовит свежие кадры, должен быть не менее весомым, чем в собственное производство, а может быть, еще больше.Говорю это потому, что угольщики содержат свои огромные учебные комбинаты по подготовке и повышению квалификации. По сути дела, они берутся за несвойственное им дело — обучение кадров. Мы существуем параллельно. Зачем такое дублирование? Думаю, если предприятия будут вкладывать в училища, то пользы будет куда больше. Эти деньги не пропадут, а наоборот — дадут хороший эффект через самое короткое время.

Ирина Николаевна Гергал, директор Анжеро-судженского горного техникума:

— Полностью согласна с тем, что обучением рабочих кадров должны заниматься НПО и СПО. А вот повышение квалификации преподавательского состава горного профиля — это для многих учебных заведений действительно проблема. Думаю, надо сформировать постоянные группы, которые будут проходить подготовку на угольных предприятиях. Возможно, это поможет омолодить кадровый состав преподавателей. Кстати, шахтеры уходят на пенсию досрочно, среди них отличные специалисты. Может, использовать этот потенциал для формирования преподавательского звена?

Виктор Иванович Епин, директор профучилища №40, г. Прокопьевск:

— Поддерживаю предложение о направлении преподавателей на стажировку или переподготовку на те предприятия, куда в основном идут работать выпускники этого училища. К сожалению, многие преподаватели ни разу не видели, на какой технике сейчас работают горняки.

Сергей Петрович Захарочкин, директор Междуреченского горностроительного колледжа:

— Навстречу работодателям надо, конечно, идти. Однако не надо забывать, что предприятия, куда приходят наши выпускники, являются опасными производствами, поэтому самостоятельно менять стандарты обучения как кому вздумалось нельзя. Отступление от стандарта разрешено, но весьма небольшое.

Мы решили познакомить с этими стандартами наших работодателей. Они с ними ознакомились и внесли необходимые изменения, которые не нарушают принцип начального профессионального образования. В общем, для того чтобы повысить качество подготовки, существует много путей.

Однако самой важной проблемой сегодняшнего дня считаю усиление профессиональной ориентации выпускников школ и привлечение их на горные специальности. Тут нужны не только традиционные испытанные методы, но также компьютерные игры, связанные с горным производством, другие достижения технического прогресса. Мы пока их слабо используем или не используем совсем.

Дело в том, что дипломированных специалистов высшего образования у нас в городе подготовлено с избытком. Посудите сами: в Междуреченске сейчас 8 филиалов различных вузов. Далеко не все из выпускников находят работу по специальности и в итоге переквалифицируются в рабочие. Почему бы не сделать процесс профориентации более управляемым? В этом случае люди не разочаровывались бы в своем выборе и не тратили зря силы, время и средства на получение высшего образования.

Петр Владимирович Бурков, зав. кафедрой горно-шахтного машиностроения Юргинского технологического института:

— Все виды практики, которые проходят наши студенты, адаптируются к производству «Юрмаша», где производится горная техника. Но и на других предприятиях наши выпускники не теряются, сейчас на них спрос только растет. К сожалению, связи с угольными предприятиями Кузбасса насчет прохождения практики нашими студентами только начинают развиваться.

Алексей Викторович Сьянов:

— Все согласны с тем, что надо развивать и укреплять частно-государственное партнерство. Работодателей надо активно привлекать к внешней оценке деятельности образовательных учреждений. Это решение проблем с трудо­устройством и оснащением учебного заведения, а самое главное — возможность оперативно реагировать на те перемены, которые сегодня происходят в угольной отрасли Кузбасса.

Перед заседанием круглого стола его участники познакомились с техническим оснащением отметившего недавно свое 80-летие Кемеровского горнотехнического колледжа, где директором Иван Павлович Попов. Гостей познакомили с инновационной образовательной программой «Создание модели подготовки и переподготовки специалистов горного профиля на основе социального партнерства Кемеровского горнотехнического колледжа, ЗАО ХК «СДС» и ОАО «Кокс».

Внедрение такой программы стало возможным благодаря победе Кемеровского горнотехнического колледжа в конкурсе учреждений начального и среднего профессионального образования. Его проводило Министерство образования и науки РФ.

Кемеровский горнотехнический колледж во второй раз выиграл 30 млн. рублей из федерального бюджета. На эти средства новейшим учебным, лабораторным и производственным оборудованием были оснащены учебные кабинеты, лаборатории и учебный горный полигон. На этой базе колледж проводит профессиональную подготовку и переподготовку работников угледобывающих предприятий по 22 программам дополнительного образования горного направления.

Гости колледжа смогли оценить уровень подготовки учащихся в процессе прохождения ими учебной практики на горном полигоне. Здесь можно отрабатывать навыки управления и обслуживания системами подземного позиционирования и радиосвязи «ТАЛНАХ», аэрогазового контроля «ПРОМТЕХ», а также системой автоматизированного управления механизированной крепью «САУК-138М».

Участники круглого стола отметили высокий уровень обеспеченности воспитательно-образовательного процесса самым современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием, позволяющим Кемеровскому горнотехническому колледжу готовить конкурентоспособных специалистов и рабочих для угледобывающих предприятий Кемеровской области.

Главная » Главная » 2009 | 04 Декабрь » Горизонт шахтерской смены

Просмотров всего 2287730 сегодня 139 вчера 379 сейчас 6