Архив 2008-2014 » 2009 | 03 Октябрь-ноябрь

Выбор без альтернативы

О том, что отечественное горное машиностроение серьезно отстало от мирового уровня, заговорили не вчера, а десять лет назад, когда угольные предприятия стали наращивать добычу топлива. С тех пор несколько машиностроительных заводов в Кузбассе, которые начали ориентироваться на заказы угольщиков, сумели обновить свое производство и наладить выпуск оборудования, близкого по своим характеристикам к зарубежным аналогам. Тем не менее до сегодняшнего дня подавляющую долю машин и механизмов для добычи угля шахты и разрезы везут в Кузбасс из-за рубежа.

На эту тему наш корреспондент поговорил с главным механиком одной из крупнейших угольных компаний Кузбасса

— В чем, на ваш взгляд, заключается самая главная проблема нашего машиностроения?

— По большому счету в том, что мы ничего не предпринимаем, чтобы догнать зарубежных производителей. Вот китайцы хотя бы копируют лучшие западные образцы, а мы тем и хороши, что всегда найдем причину, чтобы ничего не делать. На некоторых машиностроительных заводах даже рамы в окнах остались те же самые, что поставили при строительстве производственного корпуса еще при советской власти.

Поэтому из горных машин наши машиностроители ничего не могут увезти на продажу за рубеж. По-прежнему живем сырьевой выручкой и поэтому пока еще живы.

— Можно ли возродить наше машиностроение?

— Можно, но уж очень отстали технологии. Например, немецкий производитель говорит, что цена на металл у него такая же, как и в России, но у него на предприятии, где производится горная техника, почти нет ручного труда, там работа                                                                                                                                                                                                                                                             ют роботы, металлоконструкции оцинкованы, а у нас они только покрашены еле-еле и работников уйма!

Наше машиностроение пока не хочет работать. Грязные цехи, старое оборудование, примитивные технологии. А теперь спросите любого механика: у какого производителя он выберет технику для своей шахты? Ответ очевиден.

Но всё-таки некоторые позитивные перемены есть. Вот в Новокузнецке несколько человек, бывшие горные механики, создали современное предприятие по ремонту шахтного оборудования и машин. Там прекрасные рабочие места, чистота, работают более трехсот человек разного возраста. Производство у них расширяется, и даже сейчас, в кризисное время, там трудятся круглосуточно.

Теперь туда оборудование везут на ремонт с наших угледобывающих предприятий даже известные западные фирмы. Между тем рядом с этим ремонтным предприятием погибают без заказов несколько крупных машиностроительных заводов, которые могли бы тоже выполнять такую работу, но им не доверяют.

— А сами машиностроители прислушиваются к замечаниям тех, кто оборудование эксплуатирует?

— В какой-то мере прислушиваются. Но сегодня в шахту нужны машины, которые учитывают все параметры работы, вплоть до того, сколько раз оборудование включали и выключали. Не могут пока наши заводы подняться до этого уровня.

Недавно, например, мы искали завод, который мог бы отремонтировать для нас сложную и тяжелую деталь для экскаватора. Никто из близких к нам машиностроительных предприятий не вызвался взяться за эту работу. Зато представители одного из заводов в далеком городе Иваново сказали, что смогут выполнить такой ремонт. Этот пример — лишнее свидетельство тому, что не шахтеры оставляют машиностроителей без работы, а сами машиностроители не готовы ее выполнять.

Нашим машзаводам нужны не только новые станки, кадры и технологии, нужна еще другая организация взаимоотношений с потребителями. Сломалась, например, на шахте машина, а они привезли и заменили испорченный узел и получили за это деньги. Так и надо работать сейчас, по-другому не получится.

— А насколько служба главного механика влияет на экономику шахты?

— Убежден, что оборудование для шахты должно приобретаться только через службу главного механика. Руководство шахты оглашает объемы добычи, а механики должны подобрать под эти объемы оборудование, ведь только они знают — сможет ли та или другая машина работать в конкретных условиях и на полную мощность.

Очень часто хорошее, производительное, но неудачно выбранное для конкретного предприятия оборудование приносит больше проблем, чем пользы. Не шахту надо подгонять под машину, а машину правильно выбирать для шахты.

Добавлю, что не только от механика, но и от экономистов очень много зависит. Нередко те же фильтры не меняют вовремя, потому что их попросту нет, не купили. Экономисты, таким образом, осуществляют сиюминутную «экономию», которая затем выливается в приличные потери.

Бывает и по-другому: накупили груду запчастей, чтобы быстро заменять ими, в случае чего, вышедшие из строя, а понадобились далеко не все. Время идет быстро, смотришь, а таких машин уже не производят, и запчасти остаются невостребованными. Убежден, что грамотная эксплуатация, профилактика есть самый короткий и надежный путь к экономии.

Подготовил Александр Качесов

Цитата

Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области:

«…стоит увеличить ввоз­ные таможенные пошлины на уголь, металл, на продукцию машиностроения. У нас есть свое производство горных машин. Его нужно максимально поддержать! Но если аналогов новейшей шахтной техники в России не имеется, то ввоз ее должен быть беспошлинным. В этом случае мы поддержим техническое перевооружение нашего производства».

Главная » Главная » 2009 | 03 Октябрь-ноябрь » Выбор без альтернативы

Просмотров всего 2287793 сегодня 202 вчера 379 сейчас 4