«Принцип работы – бескомпромиссность»

Интервью с Евгением Резниковым, руководителем Южно-сибирского управления Ростехнадзора


 

— Евгений Львович, вы делаете очень важное дело, в плане вашей работы значатся постоянные «оперативные обследования состояния промышленной безопасности на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты». Как вы оцениваете это состояние в текущем 2012 году?
— В настоящее время на территории Кемеровской области Южно-Сибирское управление Ростехнадзора осуществляет надзорные и контрольные функции на 1830 предприятиях и организациях, эксплуатирующих около 3,5 тысячи опасных производственных объектов, в том числе на 486 организациях, осуществляющих деятельность, связанную с добычей угля, которые эксплуатируют 481 опасный производственный объект. Управлению поднадзорно 67 шахт, 63 разреза и 35 обогатительных фабрик. За производственной деятельностью этих предприятий осуществляется постоянный государственный контроль. За 6 месяцев 2012 года управлением на опасных производственных объектах проведено более 4,5 тысячи проверок, в ходе которых выявлено более 68,5 тысячи нарушений.
Следует отметить, что количество выявляемых нарушений на протяжении последних 5 лет снижается в среднем на 7-8% в год, что свидетельствует об общем улучшении состояния промышленной безопасности на поднадзорных объектах. Особенно это характерно для объектов угольной промышленности, где данная тенденция сохраняется и в 2012 году.
Важнейшим условием сохранения этой динамики является выполнение мер, которые закладываются в соглашениях, заключенных администрацией Кемеровской области и собственниками угольных предприятий, выполнение которых под пристальным вниманием губернатора области Амана Гумировича Тулеева, а также внесенные в законодательство Российской Федерации изменения, которые значительно повысили роль Ростехнадзора и ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение требований промышленной безопасности.
Однако вызывает беспокойство продолжающаяся тенденция старения основных фондов, о чем свидетельствует ежегодное увеличение экспертиз промышленной безопасности на здания и сооружения на опасных производственных объектах, поступающих в Южно-Сибирское управление. Только за период с 2010-го по 2011 год их количество выросло с 933 до 1 493, или на 37%.
В целом состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах является еще нестабильным и, в первую очередь, это связано с аварийностью и травматизмом на шахтах, которые являются высоко аварийными объектами, и последствия от аварий могут быть трагическими.
— За 6 месяцев 2012 года на шахтах Кузбасса (судя по сайту Южно-Сибирского управления Ростехнадзора) допущено 183 случая травмирования трудящихся, в том числе 10 несчастных случаев со смертельным исходом. В чем причина? В чем наибольшее количество нарушений?
— В 2011 году было достигнуто самое низкое количество травм за всю историю добычи угля в Кузбассе! Так, по сравнению с 2009 годом, когда имелись наименьшие показатели по травматизму, общий травматизм снижен на 40%, а смертельный — на 20%.
В 2012 году динамика снижения общего травматизма на угольных предприятиях сохраняется. За 6 месяцев 2012-го по сравнению с аналогичным периодом 2011 года общий травматизм снижен на 20%, а тяжелый — на 60%. К сожалению, не удается добиться аналогичного снижения смертельного травматизма, который держится на уровне прошлого года.
Причинами всех несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших на подземных горных работах, являются нарушения паспортов крепления и технологии ведения работ; допущены в основном по вине как пострадавших, так и инженерно-технических работников шахт, которые не осуществляют производственный контроль за соблюдением требований безопасности на рабочих местах, в то время как надзорный орган — Ростехнадзор — выявляет во время проверок недопустимое количество опасных отклонений от требований промышленной безопасности и критических рисков возникновения травм и аварий. Только за 6 месяцев текущего года специалистами горного надзора осуществлено 350 административных приостановок предприятий и объектов, работа на которых велась с нарушениями требований безопасности и где имелась непосредственная угроза жизни и здоровью трудящихся.
К сожалению, сформированные на предприятиях системы управления промышленной безопасностью не дают ожидаемого эффекта, при реализации своих полномочий показывают, что не способны устранять выявляемые критические риски и предотвращать возникновение аварий и травм. В результате низкой результативности систем управления промышленной безопасностью и, в первую очередь, производственного контроля не решается главная проблема обеспечения безопасности на угольных предприятиях — сохранение жизни и здоровья трудящихся, работающих за гранью риска. Поэтому для обеспечения требуемого законодательством Российской Федерации уровня промышленной безопасности Южно-Сибирское управление вынуждено особо контролировать деятельность систем управления промышленной безопасностью, выполняя функции управленцев предприятий. Принципиальной позицией управления и, в частности, специалистов горного надзора является создание для предприятий социально-экономических условий, крайне не выгодных для опасной работы и крайне выгодных для безопасной работы за счет применения жестких административных мер к правонарушителям.
На практике эта позиция выражается в следующих действиях по обеспечению промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях:
— постоянный контроль критических рисков возникновения травм и аварий;
— категорический запрет на работу предприятия или производственного участка при наличии критических рисков или условий, угрожающих жизни и здоровью трудящихся;
— стимулирование (как мотивирование, так и принуждение) первых руководителей предприятий к обеспечению безопасных условий труда.
Принцип, которым руководствуется сегодня управление, — бескомпромиссность.
— Распоряжением по Южно-Сибирскому управлению Ростехнадзора начата внеочередная целевая кампания «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 года №168». В чем ее суть?
— Эти мероприятия проводятся не по инициативе управления, а на основании приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 года №168, которым утверждены «Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов». Идентификация опасных производственных объектов должна осуществляться эксплуатирующей организацией в соответствии с данными Требованиями. Задача управления — провести проверку правильности идентификации опасных производственных объектов, в том числе в части правильности присвоения наименований опасным производственным объектам в соответствии с утвержденными Требованиями.
Управление работает на основании законов, указов президента, постановлений правительства и других актов Ростехнадзора и в соответствии с данными ему полномочиями. Все, что выходит за рамки этих документов, преследуется законом.
— В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования вам необходимо направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений. Насколько исполнительны угольные компании в этом отношении? Как активно идет страхование по ОСОПО?
— На сегодняшний день между Ростехнадзором и Национальным союзом страховщиков ответственности заключено Соглашение об информационном взаимодействии. В рамках этого Соглашения сведения о заключенных, продленных, измененных и прекративших свое действие договорах страхования поступают в комплексную систему информатизации Ростехнадзора в автоматическом режиме. Объем данных ежедневно увеличивается.
Подконтрольные угольные организации своевременно направляют в адрес Южно-Сибирского управления копии полисов страхования, а специалисты горного надзора при проведении контрольных мероприятий в обязательном порядке проверяют наличие полисов и достоверность отраженных в них сведений. В ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2012 году угольным надзором, фактов отсутствия в организациях полисов обязательного страхования опасных производственных объектов выявлено не было.
— Кузбасс известен как регион, где уголь «не нужен любой ценой». Журнал «Уголь Кузбасса» знает о практической реализации этой нацеленности. Что нового и эксклюзивно «кузбасского» делается в этом направлении?
— Южно-Сибирское управление Ростехнадзора — это структура федеральной исполнительной власти, которая работает в пределах установленных полномочий по федеральным законам, которые доступны для всех россиян, независимо места их проживания. Поэтому каких-либо региональных мер, не установленных законом, в нашей деятельности не должно быть.
— Быть может, мы не смогли задать те вопросы, на которые бы вы хотели ответить, о чем хотели бы поговорить? Приносим извинение и слушаем с большим вниманием.
— Использование в горной промышленности технологии взрывных работ — мера необходимая и пока что в отдельных случаях безальтернативная, однако именно она является одним из основных факторов увеличения экологической нагрузки на окружающую среду. Массовые взрывы — это очаг сейсмических и звуковых волн, негативно воздействующих на здания и сооружения, а также источник пылегазовых выбросов, которые вызывают чувство дискомфорта у жителей населенных пунктов, расположенных рядом с разрезами и карьерами.
Уже сегодня собственники крупных горнодобывающих предприятий понимают, что необходимо решать проблему освоения природных ресурсов таким образом, чтобы, с одной стороны, можно было развивать промышленное производство, а с другой — не нарушать сложившийся хрупкий экологический баланс. Поэтому применение новейших технологий ведения взрывных работ, внедрение безопасных взрывчатых веществ и материалов весьма актуальны сегодня и в будущем.
В феврале этого года в Южно-Сибирском управлении Ростехнадзора состоялось расширенное совещание по вопросам снижения негативного влияния массовых взрывов на угольных предприятиях Кузбасса, а в конце марта состоялось совещание рабочей группы с участием руководителей специализированных организаций, ведущих взрывные работы. Поводом для проведения встречи контролирующей организации с производственниками стало увеличение числа жалоб от населения на воздействие массовых взрывов и результаты целевой проверки, которая проводилась в марте 2012 года. По ее итогам был вынесен ряд предписаний, направленных на повышение уровня промышленной безопасности и улучшения экологической обстановки при проведении взрывных работ. Основные выявленные нарушения — это отступления от проектных решений, организационные нарушения при ведении взрывных работ, низкое качество взрывчатых материалов, приводящее к образованию так называемых «рыжих хвостов» — окислов азота и отсутствие стопроцентной забойки скважин, что приводит к масштабному выделению пылегазовой смеси. Как было отмечено на совещании, анализ ситуации показал, что меры, принимаемые предприятиями для снижения вредного воздействия на окружающую среду, мягко говоря, недостаточны.
По итогам совещания был разработан ряд практических мер по снижению негативного воздействия ведения взрывных работ. Угольщики, в свою очередь, с вниманием отнеслись к предложениям Ростехнадзора и уже внедрили большую часть предложений. В частности, было решено изменить технологию производственных процессов таким образом, чтобы свести до минимума любые проблемы. Во главу угла встал принцип: люди не должны слышать взрывов и испытывать дискомфорт от последствий их проведения.
Для того чтобы уделять надзору за ведением взрывных работ максимальное внимание, в нашей государственной структуре в марте 2012 года была создана рабочая группа и соответственно изменились структура и стиль нашей работы. Если раньше инспекторы занимались практически всем, то сейчас в отделах работа разведена по направлениям. Как результат — конкретные сотрудники отвечают за более узкое направление, а значит, могут уделять ему больше внимания. Сегодня, например, инспекторы присутствуют практически на всех промышленных взрывах, которые производятся в Кузбассе.
Такое внимание именно направлению взрывных работ — это реальность современного Кузбасса, когда остро встает вопрос о реальном снижении негативных факторов, связанных с этим видом деятельности. Недостатков и нарушений здесь хватает. Мы обязаны их выявлять, а угольные компании — устранять. Причем максимально оперативно.
В настоящее время государственный горный надзор ориентируется не столько на количество проверок, сколько на их качество. Решению этой задачи, кстати, служит и специализация работы по направлениям надзора.
На многих предприятиях службы производственного контроля либо не укомплектованы, либо фактически отсутствуют. Задачи этих служб зачастую решают 1-2 инженерных работника, следовательно, это направление, так или иначе, остается вне интересов руководства предприятий. Мы считаем, такое положение вещей тоже следует менять.
В связи с нашей жесткой позицией представители предприятий, профессионально занимающихся организацией и проведением промышленных взрывных работ, тоже делают достаточно много для того, чтобы, с одной стороны, строго выполнять все требования, которые к ним предъявляются, а с другой — чтобы сокращать негативное влияние от этого вида промышленной деятельности. 

— Евгений Львович, вы делаете очень важное дело, в плане вашей работы значатся постоянные «оперативные обследования состояния промышленной безопасности на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты». Как вы оцениваете это состояние в текущем 2012 году?

— В настоящее время на территории Кемеровской области Южно-Сибирское управление Ростехнадзора осуществляет надзорные и контрольные функции на 1830 предприятиях и организациях, эксплуатирующих около 3,5 тысячи опасных производственных объектов, в том числе на 486 организациях, осуществляющих деятельность, связанную с добычей угля, которые эксплуатируют 481 опасный производственный объект. Управлению поднадзорно 67 шахт, 63 разреза и 35 обогатительных фабрик. За производственной деятельностью этих предприятий осуществляется постоянный государственный контроль. За 6 месяцев 2012 года управлением на опасных производственных объектах проведено более 4,5 тысячи проверок, в ходе которых выявлено более 68,5 тысячи нарушений.

Следует отметить, что количество выявляемых нарушений на протяжении последних 5 лет снижается в среднем на 7-8% в год, что свидетельствует об общем улучшении состояния промышленной безопасности на поднадзорных объектах. Особенно это характерно для объектов угольной промышленности, где данная тенденция сохраняется и в 2012 году.

Важнейшим условием сохранения этой динамики является выполнение мер, которые закладываются в соглашениях, заключенных администрацией Кемеровской области и собственниками угольных предприятий, выполнение которых под пристальным вниманием губернатора области Амана Гумировича Тулеева, а также внесенные в законодательство Российской Федерации изменения, которые значительно повысили роль Ростехнадзора и ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение требований промышленной безопасности.

Однако вызывает беспокойство продолжающаяся тенденция старения основных фондов, о чем свидетельствует ежегодное увеличение экспертиз промышленной безопасности на здания и сооружения на опасных производственных объектах, поступающих в Южно-Сибирское управление. Только за период с 2010-го по 2011 год их количество выросло с 933 до 1 493, или на 37%.

В целом состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах является еще нестабильным и, в первую очередь, это связано с аварийностью и травматизмом на шахтах, которые являются высоко аварийными объектами, и последствия от аварий могут быть трагическими.

— За 6 месяцев 2012 года на шахтах Кузбасса (судя по сайту Южно-Сибирского управления Ростехнадзора) допущено 183 случая травмирования трудящихся, в том числе 10 несчастных случаев со смертельным исходом. В чем причина? В чем наибольшее количество нарушений?

— В 2011 году было достигнуто самое низкое количество травм за всю историю добычи угля в Кузбассе! Так, по сравнению с 2009 годом, когда имелись наименьшие показатели по травматизму, общий травматизм снижен на 40%, а смертельный — на 20%.

В 2012 году динамика снижения общего травматизма на угольных предприятиях сохраняется. За 6 месяцев 2012-го по сравнению с аналогичным периодом 2011 года общий травматизм снижен на 20%, а тяжелый — на 60%. К сожалению, не удается добиться аналогичного снижения смертельного травматизма, который держится на уровне прошлого года.

Причинами всех несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших на подземных горных работах, являются нарушения паспортов крепления и технологии ведения работ; допущены в основном по вине как пострадавших, так и инженерно-технических работников шахт, которые не осуществляют производственный контроль за соблюдением требований безопасности на рабочих местах, в то время как надзорный орган — Ростехнадзор — выявляет во время проверок недопустимое количество опасных отклонений от требований промышленной безопасности и критических рисков возникновения травм и аварий. Только за 6 месяцев текущего года специалистами горного надзора осуществлено 350 административных приостановок предприятий и объектов, работа на которых велась с нарушениями требований безопасности и где имелась непосредственная угроза жизни и здоровью трудящихся.

К сожалению, сформированные на предприятиях системы управления промышленной безопасностью не дают ожидаемого эффекта, при реализации своих полномочий показывают, что не способны устранять выявляемые критические риски и предотвращать возникновение аварий и травм. В результате низкой результативности систем управления промышленной безопасностью и, в первую очередь, производственного контроля не решается главная проблема обеспечения безопасности на угольных предприятиях — сохранение жизни и здоровья трудящихся, работающих за гранью риска. Поэтому для обеспечения требуемого законодательством Российской Федерации уровня промышленной безопасности Южно-Сибирское управление вынуждено особо контролировать деятельность систем управления промышленной безопасностью, выполняя функции управленцев предприятий. Принципиальной позицией управления и, в частности, специалистов горного надзора является создание для предприятий социально-экономических условий, крайне не выгодных для опасной работы и крайне выгодных для безопасной работы за счет применения жестких административных мер к правонарушителям.

На практике эта позиция выражается в следующих действиях по обеспечению промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях:

— постоянный контроль критических рисков возникновения травм и аварий;

— категорический запрет на работу предприятия или производственного участка при наличии критических рисков или условий, угрожающих жизни и здоровью трудящихся;

— стимулирование (как мотивирование, так и принуждение) первых руководителей предприятий к обеспечению безопасных условий труда.

Принцип, которым руководствуется сегодня управление, — бескомпромиссность.

— Распоряжением по Южно-Сибирскому управлению Ростехнадзора начата внеочередная целевая кампания «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 года №168». В чем ее суть?

— Эти мероприятия проводятся не по инициативе управления, а на основании приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 года №168, которым утверждены «Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов». Идентификация опасных производственных объектов должна осуществляться эксплуатирующей организацией в соответствии с данными Требованиями. Задача управления — провести проверку правильности идентификации опасных производственных объектов, в том числе в части правильности присвоения наименований опасным производственным объектам в соответствии с утвержденными Требованиями.

Управление работает на основании законов, указов президента, постановлений правительства и других актов Ростехнадзора и в соответствии с данными ему полномочиями. Все, что выходит за рамки этих документов, преследуется законом.

— В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования вам необходимо направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов или гидротехнических сооружений. Насколько исполнительны угольные компании в этом отношении? Как активно идет страхование по ОСОПО?

— На сегодняшний день между Ростехнадзором и Национальным союзом страховщиков ответственности заключено Соглашение об информационном взаимодействии. В рамках этого Соглашения сведения о заключенных, продленных, измененных и прекративших свое действие договорах страхования поступают в комплексную систему информатизации Ростехнадзора в автоматическом режиме. Объем данных ежедневно увеличивается.

Подконтрольные угольные организации своевременно направляют в адрес Южно-Сибирского управления копии полисов страхования, а специалисты горного надзора при проведении контрольных мероприятий в обязательном порядке проверяют наличие полисов и достоверность отраженных в них сведений. В ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2012 году угольным надзором, фактов отсутствия в организациях полисов обязательного страхования опасных производственных объектов выявлено не было.

— Кузбасс известен как регион, где уголь «не нужен любой ценой». Журнал «Уголь Кузбасса» знает о практической реализации этой нацеленности. Что нового и эксклюзивно «кузбасского» делается в этом направлении?

— Южно-Сибирское управление Ростехнадзора — это структура федеральной исполнительной власти, которая работает в пределах установленных полномочий по федеральным законам, которые доступны для всех россиян, независимо места их проживания. Поэтому каких-либо региональных мер, не установленных законом, в нашей деятельности не должно быть.

— Быть может, мы не смогли задать те вопросы, на которые бы вы хотели ответить, о чем хотели бы поговорить? Приносим извинение и слушаем с большим вниманием.

— Использование в горной промышленности технологии взрывных работ — мера необходимая и пока что в отдельных случаях безальтернативная, однако именно она является одним из основных факторов увеличения экологической нагрузки на окружающую среду. Массовые взрывы — это очаг сейсмических и звуковых волн, негативно воздействующих на здания и сооружения, а также источник пылегазовых выбросов, которые вызывают чувство дискомфорта у жителей населенных пунктов, расположенных рядом с разрезами и карьерами.

Уже сегодня собственники крупных горнодобывающих предприятий понимают, что необходимо решать проблему освоения природных ресурсов таким образом, чтобы, с одной стороны, можно было развивать промышленное производство, а с другой — не нарушать сложившийся хрупкий экологический баланс. Поэтому применение новейших технологий ведения взрывных работ, внедрение безопасных взрывчатых веществ и материалов весьма актуальны сегодня и в будущем.

В феврале этого года в Южно-Сибирском управлении Ростехнадзора состоялось расширенное совещание по вопросам снижения негативного влияния массовых взрывов на угольных предприятиях Кузбасса, а в конце марта состоялось совещание рабочей группы с участием руководителей специализированных организаций, ведущих взрывные работы. Поводом для проведения встречи контролирующей организации с производственниками стало увеличение числа жалоб от населения на воздействие массовых взрывов и результаты целевой проверки, которая проводилась в марте 2012 года. По ее итогам был вынесен ряд предписаний, направленных на повышение уровня промышленной безопасности и улучшения экологической обстановки при проведении взрывных работ. Основные выявленные нарушения — это отступления от проектных решений, организационные нарушения при ведении взрывных работ, низкое качество взрывчатых материалов, приводящее к образованию так называемых «рыжих хвостов» — окислов азота и отсутствие стопроцентной забойки скважин, что приводит к масштабному выделению пылегазовой смеси. Как было отмечено на совещании, анализ ситуации показал, что меры, принимаемые предприятиями для снижения вредного воздействия на окружающую среду, мягко говоря, недостаточны.

По итогам совещания был разработан ряд практических мер по снижению негативного воздействия ведения взрывных работ. Угольщики, в свою очередь, с вниманием отнеслись к предложениям Ростехнадзора и уже внедрили большую часть предложений. В частности, было решено изменить технологию производственных процессов таким образом, чтобы свести до минимума любые проблемы. Во главу угла встал принцип: люди не должны слышать взрывов и испытывать дискомфорт от последствий их проведения.

Для того чтобы уделять надзору за ведением взрывных работ максимальное внимание, в нашей государственной структуре в марте 2012 года была создана рабочая группа и соответственно изменились структура и стиль нашей работы. Если раньше инспекторы занимались практически всем, то сейчас в отделах работа разведена по направлениям. Как результат — конкретные сотрудники отвечают за более узкое направление, а значит, могут уделять ему больше внимания. Сегодня, например, инспекторы присутствуют практически на всех промышленных взрывах, которые производятся в Кузбассе.

Такое внимание именно направлению взрывных работ — это реальность современного Кузбасса, когда остро встает вопрос о реальном снижении негативных факторов, связанных с этим видом деятельности. Недостатков и нарушений здесь хватает. Мы обязаны их выявлять, а угольные компании — устранять. Причем максимально оперативно.

В настоящее время государственный горный надзор ориентируется не столько на количество проверок, сколько на их качество. Решению этой задачи, кстати, служит и специализация работы по направлениям надзора.

На многих предприятиях службы производственного контроля либо не укомплектованы, либо фактически отсутствуют. Задачи этих служб зачастую решают 1-2 инженерных работника, следовательно, это направление, так или иначе, остается вне интересов руководства предприятий. Мы считаем, такое положение вещей тоже следует менять.

В связи с нашей жесткой позицией представители предприятий, профессионально занимающихся организацией и проведением промышленных взрывных работ, тоже делают достаточно много для того, чтобы, с одной стороны, строго выполнять все требования, которые к ним предъявляются, а с другой — чтобы сокращать негативное влияние от этого вида промышленной деятельности.