Курс – на модернизацию
Благодаря реализации стратегии развития в современных экономических условиях, направленной на модернизацию производства с одновременным снижением затрат, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и сегодня остается в числе ведущих угольных компаний России
Благодаря реализации стратегии развития в современных экономических условиях, направленной на модернизацию производства с одновременным снижением затрат, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и сегодня остается в числе ведущих угольных компаний России
По итогам первого полугодия предприятия компании добыли 21 млн 194 тыс тонн угля, из них более 2,7 млн — коксующихся марок. План по добыче выполнен на 100%, а с производственным заданием справились все филиалы. Увеличилась и отгрузка угля: за полгода потребителям было поставлено около 22,8 млн тонн, что на 5,6% больше, чем за январь-июнь 2011 года. Одновременно проводилось масштабное обновление парка горнотранспортной техники, позволившее получить для работы новейшие модели совершенно иного уровня и более эффективно выполнять производственные задачи.
«Иностранцы» против «россиян» — конкуренция сближает
В июле на Бачатском разрезе успешно завершились испытания первого в России китайского экскаватора WK-35, который приступил к работе в режиме опытно-промышленной эксплуатации летом 2011 года. По результатам испытаний коэффициент технической готовности экскаватора составил 95%, что считается очень хорошим показателем для промышленной техники. Экскаватор оснащен ковшом объемом 35 кубометров, что позволяет машине эффективно работать с «БелАЗами» грузоподъемностью 220 и 320 тонн. Кроме того, он укомплектован современным высокопроизводительным электроприводом переменного тока. Такое решение упрощает процесс эксплуатации и дает возможность снизить энергозатраты. Установлена система автоматической смазки, продуманы бытовые детали, начиная с кулера. К слову, учить китайский язык нашим горнякам для овладения техникой не потребовалось: прибывшие на разрез собирать экскаватор китайские товарищи все показали и объяснили. «Нам остается только правильно рулить!» — улыбается высоко оценивший достоинства техники машинист Сергей Кавкайкин.
Пока аналогов китайскому детищу в России нет. И до конца этого года «Кузбассразрезуголь» планирует приобрести еще четыре таких экскаватора.
На том же Бачатском разрезе уже около года неплохо показывает себя и «американец» — один из самых крупных в мире 56-кубовый P&H 4100. На сегодня в России такая техника используется пока только в «Кузбассразрезугле».
Однако компания сотрудничает не только с иностранными партнерами. Весной на Краснобродском разрезе успешно завершились комплексные тестирования первого (в прямом и переносном смысле — он имеет заводской номер 1) российского гиганта — 32-кубового экскаватора ЭКГ 32-Р (производство ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова»). В течение полугода новинку осваивала бригада Евгения Киченка.
— Сначала было страшновато: не знали, чего ждать от отечественного первенца, хотя опыт работы на российской технике имели, — вспоминает Евгений. — Но быстро поняли, что модель — продвинутая в лучшем смысле слова. Она имеет комфортную кабину, удобна в управлении, добавлены видеонаблюдение, централизованная автоматическая смазка. Причем по весу сам экскаватор полегчал по сравнению со своими аналогами. Кресло машиниста смонтировано на пневмоподушках, что заметно снижает уровень вибрации. В общем, ни одного крупного недостатка за время испытания мы не обнаружили.
Сотрудничество с несколькими производителями техники, по словам директора УК «Кузбассразрезуголь» Игоря Москаленко, помогло компании лучше разобраться в вопросах соотношения цены, качества и эксплуатационных затрат разных моделей. А кроме того, создана реальная конкуренция между самими производителями, которые теперь готовы к конструктивному диалогу с потребителями.
Будущее — за обогатителями
Положительная динамика наблюдается в «Кузбассразрезугле» и по объему обогащения угля. За первое полугодие на обогатительных фабриках и установках компании было переработано около 19,1 млн тонн угля, что на 6% больше января-июня 2011 года. К 2017 году, как сообщил Игорь Москаленко, предстоит увеличить объемы обогащения добываемых углей до 90% (в 2011 году — 75%). Для этого будут реализовываться два направления: строительство новых современных обогатительных фабрик и реконструкция уже действующих.
Так, в августе прошлого года введена в опытно-промышленную эксплуатацию фабрика «Краснобродская-Коксовая» стоимостью около 3,3 млрд рублей. Плановая мощность ее рассчитана на ежегодную переработку 3 млн тонн угля коксующихся марок с дальнейшим получением высококачественного концентрата углей марки КС. Выход товарной продукции составит 2,4 млн тонн в год. Пока же в мае, как рассказал главный инженер Дмитрий Евдокимов, был переработан, а в июне отгружен первый миллион тонн продукции. До конца года на фабрике планируют добавить еще два миллиона.
— Строительство фабрики было начато в августе 2007 года, в год празднования 60-летия Краснобродского разреза. Однако из-за мирового кризиса работы были приостановлены и возобновились только в 2010 году, — уточнил Игорь Москаленко. — Фактически же без учета времени на проектные работы и периода консервации фабрика построена всего за 20 месяцев.
В ходе строительства было смонтировано свыше 8,5 тыс. тонн металлоконструкций, установлено около 200 единиц основного и вспомогательного оборудования (в основном американского производства). Также при проектировании учитывались современные природоохранные требования. К примеру, в процессе работы используются радиальные сгустители и фильтр-прессы, которые замыкают водно-шламовый цикл, обеспечивая работу фабрики без наружных гидроотвалов, являющихся источником загрязнения подземных вод.
К 2017 году в «Кузбассразрезугле» планируют построить и запустить еще три современные обогатительные фабрики.
А вот на ОФ «Кедровская», запущенной в эксплуатацию в 1982 году, провели масштабное техническое перевооружение. Здесь, как рассказал директор фабрики Александр Бобин, смонтированы современный фильтр-пресс, оснащенный автоматизированной системой управления, новая центрифуга, высокочастотный грохот, заменены насосы, трубопроводы. Теперь сопутствующий продукт обогащения — мелкий шлам — нет нужды сбрасывать в илонакопитель (который потом требовалось периодически очищать). Он смешивается со специальной химической присадкой и поступает для обезвоживания в фильтр-пресс. На выходе получается кек — продукт, не уступающий по характеристикам угольному концентрату с зольностью не выше 7,5%.
— Убрав дополнительную цепочку в производственном процессе, мы на тонне угля сейчас экономим до 20 рублей, — отметил Александр Бобин.
На внедрение водно-шламовой схемы на ОФ «Кедровская» «Кузбассразрезуголь» направил более 90 млн рублей.
«Круиз-контроль» не сходя с места
Проблемы своевременного вывоза угля по железной дороге, с которыми периодически сталкиваются все угольщики, в «Кузбассразрезугле» начали решать за счет активного развития собственного железнодорожного хозяйства.
В этом году компания намерена приобрести 4 тысячи полувагонов, а также пополнила локомотивный парк. Современные тепловозы приступили к работе на Бачатском, Краснобродском и Кедровском разрезах. К примеру, бачатский ТЭМ-7А способен заменить при некоторых операциях сразу три локомотива ТЭМ-18. Отличается он и установкой аналогичной автомобильной системы «круиз-контроль». Датчик скорости движения контролирует и поддерживает заданную скорость. Это обеспечивает дополнительную безопасность при движении состава, в том числе на перегонах, расположенных на гористой местности.
Кроме того, новые модели тепловозов оборудованы так называемыми системами контроля бодрствования машиниста. На запястье руки надевается электронный браслет, который реагирует на любые изменения в поведении машиниста. Сначала, если что не так, дается световой сигнал, затем — звуковой, и, если потребуется, осуществляется аварийная остановка локомотива. Таким образом, снижается зависимость управления машиной от человеческого фактора.
На приобретение «умных» тепловозов в этом году «Кузбассразрезуголь» выделил около 130 млн рублей.
Вся программа развития компании в конечном итоге направлена на оптимизацию затрат и повышение эффективности производства. Достижение этих целей, в свою очередь, еще более упрочит положение компании на рынке.
Марина Александрова